В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Потомно другим "парным" философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не "отвлеченное понятие" и не "политическая схема", безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. "Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию"[6]
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает: а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношения высших органов власти между собой и населением; б) территориальную организацию государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления государственной власти.
§ 2. Факторы, определяющие форму государства.
"Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства"[7].
Так феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия - уступка феодалам.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам. События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должна быть свойственна "своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным"[8].
ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976) , российский историк искусства, член-корреспондент АН СССР (1943). Труды, анализирующие исторические процессы в древнерусском, византийском, западноевропейском искусстве. Мастер атрибуции. Государственная премия СССР (1976).
ФОМИН Александр Григорьевич (1887-1939) , российский книговед, библиограф. Основные труды: "Книговедение как наука" (1931), "Методы составления библиографических указателей" (1929).
УЖВИЙ Наталья Михайловна (1898-1986) , актриса, народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973). На сцене с 1922. С 1936 в Украинском театре им. Франко. Создала поэтические образы в пьесах А. Е. Корнейчука, И. Я. Франко. Снималась в фильмах: "Выборгская сторона", "Радуга" и др. Государственные премии СССР (1946, 1949, 1951).