Фашизм: истоки, сущность, роль в современном обществе
Фашизм: истоки, сущность, роль в современном обществе
Страница 7

При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Париж, 10 июня 1938 года

Вячеслав Новиков

Даже такие люди, как П.Б. Струве, - он, будучи ре­дактором газеты "Возрождение", огромное внимание уде­лял фашизму, писал об этом передовицы как о большом важном явлении. Такие люди как, Г. Федотов - христианский социалист и демократ, виде­ли в фашизме много интересных новинок в социальной организации общества. Периодика 1930-х гг. русской эми­грации очень интересна тем, что опыт фашистских социальных реформ был проанали­зирован, было отделено положительное от отрицательного в этих режимах. И мне кажется, что Россия сейчас находится в таком состоянии, что некоторые из этих реформ были бы очень полезны для нашей страны. Это не значит, что нам нужно их так называть или перенимать прямо какие-то фашистские разработки, но если, допустим, человек пользуется каким-то инстру­ментом, ножом или вилкой за едой, это не значит, что мы должны отказываться от ножа и вилки только по­тому, что таким же ножом ел фашист. Ведь разные режимы пользуются одними и теми же инструментами - суд, армия, полиция, правовые законы; это не значит, что если Гитлер был преступником, то у него все нужно отвергнуть, забыть и ничего не знать и не изучать.

Главное - как пользоваться армией, судом и поли­цией. Опыт русской эмиграции в изучении фашизма заключался в следую­щем: был отвергнут фашистский дух как неприемлемый, как дух, ограничивающий свободу человека, не соответ­ствующий православному пониманию соборности. Нужно сказать, что даже фашистские организации в русской эмиграции строились на основе Православия, они дейст­вовали с благословения иерархов Церкви и только услов­но можно назвать эти организации фашистскими.

Иван Александрович Ильин, наш выдающийся фило­соф, дал очень хорошую формулировку этому опыту по­знания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, неза­чем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

«Государство не есть механизм состязающихся коры­стей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокруши­лась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осущест­вить эту христианскую, русскую национальную идею при­менительно к своим условиям»*.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ГИНГЕР Александр Самсонович (1897-1965) , русский поэт. Муж А. С. Присмановой. С нач. 1920-х гг. в эмиграции (Париж). Поэтические сборники: "Свора верных" (1921), "Преданность" (1925), "Жалоба и торжество" (1939), "Весть" (1957). Итоговая книга стихов "Сердце" (1965). Незадолго перед смертью принял буддизм.

ШЛОССЕР (Schlosser) Фридрих Кристоф (1776-1861) , немецкий либеральный историк. Автор "Всемирной истории" (19 томов.).

ВАЛЛА Лоренцо , см. Лоренцо Валла.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru