Мелер подчеркивает, что "здесь речь не идет о максимах высококультурного одиночки, имеющих смысл только для него самого и нескольких единомышленников. Конечно, всего нескольким авторам удалось выразить это столь же совершенным образом -- нечто похожее можно, действительно встретить у Монтерлана, Дрье Ля Рошеля, Рене Кэнтона или у Д'Аннунцио, хотя и в более высокопарном стиле. Но все эти писатели лишь формулируют то, что многие молодые люди инстинктивно переживают в реальности. И не случайно во время войны в Испании, когда европейский фашизм, как мы его понимаем, достиг своей эмоциональной вершины, родился боевой клич "Viva la muerte!" -- "Да здравствует смерть!"" Важно напомнить и ситуацию, в которой впервые появился этот клич. Он впервые прозвучал из уст создателя Иностранного испанского легиона генерала Хосе Миллана Астрая. На одной из манифестаций, когда возбужденные поклонники генерала Астрая кричали "Viva Millan Astray!" ("Да здравствует Миллан Астрай!"), генерал возразил: "Что это значит? Никакого "да здравствует Миллан Астрай!" Крикнем лучше вместе -- "Viva la muerte! Abajo inteligencia!" ("Да здравствует смерть! Долой интеллигенцию!") И теперь красные пусть только появятся!"
"Abajo intelligenсia!" -- "Долой интеллигенцию!" -- это не просто случайное дополнение к кличу смерти, это -- точное определение абсолютного врага фашизма, по ту сторону национальных и социальных битв. "Интеллигенция" -- русское слово, означающее человека, резко отошедшего от традиционных нормативов своего сословия и отчаянно с головой погрузившегося в универсализм гуманистических клише, в синкретический суррогат "просвещенной" культуры. Интеллигенция -- это тот тип, риск в существовании которого минимален, выбор переведен на план сентиментальной абстракции, а росток действия в зародыше удушен питоном сомнения. Интеллигенция -- это хаос, претендующий на то, что он уже и есть форма, это унылый декаданс, пытающийся выдать себя за умудренность, это патриот, подделывающий документы на освобождение от мобилизации на защиту отечества и "гражданин мира", о "мире" узнающий из второсортных романов. Одним словом, интеллигенция для фашиста -- символ "отчужденного, неаутентичного существования", воплощение и концентрация вербального, болтливого "идеализма".
Интеллигенция -- это основной носитель гуманизма, и поэтому именно против нее в первую очередь направлено восстание фашистского стиля, апеллирующего к крайностям, к пределам, к эксцессам, к смерти, чтобы раз и навсегда покончить с "духом дряхлости", заразившим цивилизацию после Просвещения.
Фашистский стиль в России
В заключение анализа концепций Армина Мелера нам представляется любопытным попытаться спроецировать на историю русской политической мысли и русской культуры критерии, по котором немецкий исследователь причисляет тех или иных личностей к носителям фашистского стиля. сразу же надо заметить, что наиболее очевидными кандидатами в представителя русского фашистского стиля будут отнюдь не представители исторического явления, известного как "русский фашизм", т.е. харбинская и американская политические организации, возглавлявшиеся соответственно Родзаевским и Вонсяцким. Эти "русские фашисты", несмотря на их внешнюю приверженность фашистской идеологии были намного дальше от сущности фашистского стиля, нежели многие другие деятели, которые часто сами и не подозревали о возможности отнести их в этот лагерь.
ФИЛЛИПС (Phillips) Уэнделл (1811-84) , один из лидеров аболиционизма в США, публицист. В 1859 выступал в защиту Дж. Брауна. В 1871 присоединился к 1-му Интернационалу; выдвинул программу ликвидации системы наемного труда, уничтожения монополий и др.
ЦИК , см. Центральный исполнительный комитет.
ФРИДМАН (Friedman) Йона (р .1923), французский архитектор венгерского происхождения, теоретик искусств. В 1958 организовал "Группу по изучению мобильной архитектуры" (GEAM), исследовавшую возможности внесения изменений в архитектурное пространство, не разрушая конструктивной основы здания. Первые проекты группы опубликованы в 1960 в Японии при участии К. Танге. Автор книги "К научной архитектуре" (1971).