Фашизм
Фашизм
Страница 6

Речь здесь не идет об обелении фашизма. В наш век полный насилия существовала и специфически фашистская форма насилия. Она проявлялась прежде всего в покушениях, в путчах, в зрелищном "походе на Рим", в "карательных экспедициях" против тех или иных сил противника. С другой стороны, анонимные и массовые ликвидации, практиковавшиеся русским большевизмом сразу после гражданской войны и немецким национал-социализмом после начала Второй мировой, полностью отсутствовали во всех режимах, носивших подлинно фашистский характер. Внушение всепронизывающего страха, проникающего вглубь существа, комиссарские пытки и расстрелы, доносы, персональные дела, одним словом все атрибуты анонимного террора глубоко чужды фашизму. К "фашизму", имеющему свои истоки в синдикализме, вполне применим термин "прямое действие". Фашистское насилие -- это прямое насилие, т.е. насилие внезапное, откровенное, зрелищное, всегда стремящееся к символическому значению: нападение на центры власти, флаги, вывешенные на штабом противника или над любым другим зданием, имеющем символическую значимость, даже в том случае, если специалисты в военных вопросах убеждены, что огромные потери в ходе этой операции совершенно несоразмерны реальной стратегической значимости высоты и поэтому сама операция абсурдна (смысл такой фашистской операции как раз и состоит в ее абсурдности).

В фашистской среде наибольшим символическим действием после похода на Рим безусловно считается защита Алькасара в самом начале испанской гражданской войны с 21 июля по 27 сентября 1936 года. Только 27 сентября националистам удалось прорвать кольцо красных, которые держали город в окружении. Посещение Алькасара, который остался нетронутым с тех пор, как свидетельство войны, дает ясное представление о том, что такое "фашистский миф". Архаичный телефон на столе, пожелтевшие фото на стенах и текст одного телефонного разговора, переведенного на все языки мир (включая арабский, еврейский и японский). Все это должно напоминать о событиях 23 июля 1936 года.

В этот день у полковника Москардо, командира Алькасара, раздается телефонный звонок из города. Его собеседник -- начальник Красной милиции, осаждающей город. Он предлагает Москардо немедленно сдать город, так как в противном случае его сын, попавший в руки красных, будет расстрелян. Красные дают трубку сыну, чтобы тот подтвердил все сказанное. Между отцом и сыном происходит такой диалог. Сын:"Папа!" Москардо:"Да, что случилось, сынок?" Сын:"Ничего. Только они говорят, что расстреляют меня, если ты не сдашь Алькасар." Москардо:"Тогда поручи свою душу Богу, крикни "Вива Еспанья!" и умри патриотом". Сын:"Я целую тебя, папа." Москардо:" Я целую тебя, сынок." Потом он добавляет начальнику Красной милиции, снова взявшему трубку: "Не медлите. Алькасар не сдастся никогда". Москардо вешает трубку. Его сына расстреливают внизу, в городе.

Несмотря на простоту слов, эта сцена является типично фашистской. Здесь герои действия не массы, как в национал-социализме -- к примеру, население провинции, подвергшееся опасности -- но две одинокие и ясно определенные фигуры: полковник и его маленький сын. Сцена разворачивается в том холодном стиле, который нам уже знаком. Все эмоции продавлены, каждый стремится доиграть свою роль (а не довести до конца свою миссию). Но все при этом оживленно глубинным напряжением между юностью (сын произносит слово "папа") и смертью (угроза начальника Красной милиции). А на заднем плане Espagna nerga, та Черная Испания, которой не знают туристы, глиняная Испания под завесой дождя, с окаменевшими лицами, под саваном смерти." (Армин Мелер "Фашистский "стиль"")

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЖАМОЙДА Александр Иванович (р . 1921), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по стратиграфии, палеонтологии, региональной геологии.

РУАНДА (ньяруанда , баньяруанда), народ группы банту, основное население Руанды (7,1 млн. человек). Живут также в Заире (св. 3,9 млн. человек), Уганде (1,1 млн. человек) и др. Общая численность 12,85 млн. человек (1992). Верующие - в основном католики, часть придерживается традиционных верований.

ПОСОЛЬСКИЕ КНИГИ , отчеты о приемах иностранных посольств и книги записей статейных списков в России 15 - нач. 18 вв.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru