Сен-Симон Клод Андри де Рувуа.
(1760-1825)
Один из самых видных представителей утопического социализма во Франции - Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, аристократ по происхождению, современник Великой французской революции. Наиболее важными из его работ являются «Письма женевского обитателя к современникам»(1802), «О промышленной системе»(1821), Новое христианство (1825).
Политической экономии Сен-Симон предавал большое значение. Он указывал, что до Адама Смита эта наука была подчинена политике. В дальнейшем политэкономия займет свое истинной место, когда политика будет на нее опираться. И с этой позиции Сен-Симон критиковал Сэя, который рассматривал политэкономия экономическую политику как отдельные науки.
Сен-Симона привлекали главным образом социологические проблемы. Тем не менее при исследовании методологических вопросов истории человеческого общества он вносит вклад и в политическую экономию. Сен-Симон рассматривал историю общества как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня. Буржуазной идее естественного порядка Сен-Симон противопоставлял идею развития.
На раннем этапе развития общества главные усилия людей были направлены на добывание пиши. Затем, когда у них появился интерес к искусству и ремеслу, наступает рабство. Последнее по мнению Сен-Симона, в период своего возникновения было «благодетельным» для человечества и прогрессивным по сравнению с предыдущим обществом, так как создало условия для прогресса человеческого разума.
Классификация общественных слоев в теории Сен-Симона.
Средневековье он считал неизбежным и прогрессивным для своего времени, так как люди были освобождены от рабства. Феодализм, согласно Сен-Симону, характеризуется двумя особенностями : деспотизм военного сословия и господством духовенства. Промышленность тогда находилась в «младенческом состоянии», а война являлась главным средством обогащения и защиты от нападения. Поэтому, военные обладали полнотой власти, а промышленники играли подчиненную роль.
Однако в недрах феодализма, подчеркивал Сен-Симон, развивались элементы нового общественного строя. Постепенное возвышение промышленности и упадок феодализма сопровождались непрерывным ростом и политического влияния промышленного класса за счет класса феодального. Критика феодализма ученым приближала его гибель. Одновременно шла борьба реальных общественных сил – восходящий класс промышленников вступал в борьбу с классом феодалов. Результатом этой борьбы явилась французская революция, цель которой состояла в том, чтобы окончательно утвердить промышленный строй. Сен-Симон считал, что революция не закончилась. Она поставила у власти не промышленников и ученых, а «промежуточный класс», состоящий из чиновников, юристов и военных недворянского рода. Единственным производительным классом Сен-Симон считал класс промышленников, к которому он относил предпринимателей, ученых и рабочих.
ЧОЙБАЛСАН (до 1921 Сан-Бейсе , до 1941 Баянтумен), город в Монголии, на р. Керулен, административный центр Вост. аймака. 38,6 тыс. жителей (1993). Легкая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Железной дорогой связан с Транссибирской ж. д. (Россия). ТЭЦ. Вблизи - добыча флюорита (Бэрх).
ТАМБУКАНСКОЕ ОЗЕРО , горько-соленое озеро в Ставропольском кр., близ Пятигорска. 1,87 км2. Глубина до 3,1 м. На дне - мощный слой иловой грязи, используемый на курортах Кавказских Минеральных Вод.
СТЕРИЛЬНОСТЬ ,1) неспособность организма образовывать гаметы (полная стерильность) или достаточное их количество (частичная стерильность). Характерная в норме стерильность на определенных стадиях индивидуального развития организма называется возрастной стерильностью. У человека и животных стерильность чаще называют бесплодием. Может быть наследственной (генетической) или обусловленной внешними факторами. Иногда стерильность вызывают искусственно (путем половой стерилизации). Ср. Фертильность.2) Отсутствие в организме или каком-либо материале жизнеспособных клеток или спор микроорганизмов.