Что касается внешних источников рабства, то это либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни. Рабство - принудительный труд в качестве меры наказания заменяющий смертную казнь, - Мор противопоставил жестокому уголовному законодательству XVI в. Мор выступал решительным противником смертной казни за уголовные преступления, ибо, по его мнению, ничто в мире по ценности не может сравниться с человеческой жизнью. Таким образом, рассматривать рабство в Утопии следует конкретно-исторически, как призыв к смягчению распространенной в средневековой Европе жестокой системы уголовных наказаний и в этом смысле как меру, для того времени более гуманную. Удел рабов в Утопии, очевидно, был много легче, чем положение большинства задавленных нуждой и эксплуатацией крестьян и ремесленников в тюдоровской Англии. Поэтому Мор, по-видимому имел все основания утверждать, что некоторые "трудолюбивые" бедняки из другого народа предпочитали пойти в рабство к утопийцам добровольно и что сами утопийцы, принимая таких людей как рабов, относились к ним с уважением и обращались с ними мягко, отпуская их обратно на родину по первому желанию, да еще и награждая при этом.
В итоге можно заключить, что Тома Мор в своей коммунистической Утопии сделал важный шаг вперед от идей общности потребления к идеи общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого. От идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного социального строя.
Мор красноречиво показал бедствия народных масс, гибельные последствия для них экспоризации крестьянства, превращения пашен в пастбища, развития аграрного хозяйства. Мор был также первым в истории критиком капитализма. Он проявлял заботу о наемных рабочих, считал частную собственность первоисточником всех зол. Маркс ссылался на Мора как на критика аграрного переворота в Англии 16 в.
Роберт Оуэн.
(1771-1858)
Роберт Оуэн считается главным представителем утопического социализма в Англии. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.
ФИЛЛИПС (Phillips) Уэнделл (1811-84) , один из лидеров аболиционизма в США, публицист. В 1859 выступал в защиту Дж. Брауна. В 1871 присоединился к 1-му Интернационалу; выдвинул программу ликвидации системы наемного труда, уничтожения монополий и др.
ШИМКУС (Simkus) Йонас (1906-65) , литовский писатель. В ранней поэзии авангардистские искания; сборник рассказов и повестей "Борьба из-за Бога" (1937) о социальных противоречиях в деревне; в послевоенной прозе образы положительных героев новой действительности - "Завтра будет хорошая погода" (1962); литературная критика.
КОКЧЕТАВ , город в Казахстане, центр Кокчетавской обл. Железнодорожный узел. 143,3 тыс. жителей (1991). Заводы: кислородно-дыхательной аппаратуры, приборостроительный; химический комбинат; пищевая, легкая промышленность. Педагогический институт. Театр. Историко-краеведческий музей. Основан в 1824.