Утопический социализм
Утопический социализм
Страница 6

Достойным человека гуманист считает лишь умственный труд, которому только и должно отдавать свой досуг. Именно в этом гуманисты, в частности Мор, видели смысл самого понятия "досуг", которое и в "Утопии", и в своей переписке с друзьями он всячески противопоставляет телесному рабству - negotium. В этом историческом своеобразии понимания физического труда гуманистами как телесного бремени, преодолевая которое человек только и обретает истинную свободу для духовной деятельности, направленной на совершенствование его умственной и нравственной природы, мы находим объяснение многих сторон утопического идеала Т. Мора, в частности добровольного аскетизма, способности довольствоваться самым необходимым, дабы иметь максим времени для занятия "благородными науками". Только так и понимает Мор настоящий досуг, который так ценят его утопийцы, предпочитающие иметь одно простое платье в течение двух лет, но зато наслаждаться досугом, заполненным науками и другими духовными удовольствиями. Как реальный мыслитель, Мор понимает, что в обществе, где человек должен трудиться ради хлеба насущного, досуг для духовной деятельности должен быть оплачен чьим-то трудом, а это несправедливо. Создавая проект коммунистического общества в Утопии, Мор предпочитает всеобщую трудовую повинность и скромную, но обеспеченную всем необходимым жизнь на началах равенства, нежели осуществление элитарного досуга для избранных членов общества.

Хозяйство и разделение труда.

Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла. "По большей части, - пишет Мор, - каждого выучивают ремеслу старших. Ибо к этому чаще всего влекутся они от природы. Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его принимает другое хозяйство, ремеслу которого он хотел бы обучиться".

Т. Мор неоднократно подчеркивает, что отношения в семье строго патриархальные, "во главе хозяйства стоит старейший. Ремеслом занимаются все - и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкое занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен. Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейно- го уклада, в Утопии все же налицо.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

УРТАДО ДЕ МЕНДОСА (Hurtado de Mendoza) Диего (1503-75) , испанский воин, дипломат и писатель. Исторический труд "Война в Гранаде". Песни, сонеты и эпиграммы (опубликованы в 1610).

ХОМЕР (Homer) Уинслоу (1836-1910) , американский живописец. Изображал сцены Гражданской войны 1861-65, радости сельской жизни, а позже драматические суровые картины труда моряков и охотников ("Гольфстрим", 1899).

ЕФИМОВЫ , российские художники, деятели театра кукол: 1) Иван Семенович (1878-1959), скульптор, график, народный художник России (1958). Острохарактерная станковая и монументально-декоративная анималистическая скульптура (фонтан "Дельфины", 1935-37). 2) Нина Яковлевна (Симонович) (1877-1948), график. Жена Ивана Семеновича. Одна из создателей отечественного профессионального театра кукол.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru