Утопический социализм
Утопический социализм
Страница 9

Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, - в этом его величайшая заслуга. Томас Мор ставит также и проблему преодоления противопо ложности между физическим и умственным трудом. Кроме того, что большинство утопийцев весь свой досуг уделяют наукам, же лающие целиком посвятить себя науке встречают всемерную похвалу и поддержку и похвалу всего общества как лица, приносящие пользу государству. Люди, проявившие способности к науке, освобождаются от повседневного труда "для основательного провождения наук". Если же гражданин не оправдывает возложенных на него надежд, он лишается этом привилегии. Каждый гражданин Утопии имеет все условия для успешного овладения науками и духовного роста. Наиболее важное из этих условий – отсутствие эксплуатации и обеспеченность большинства всем необходимым.

Рабство.

Итак, по мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации большинства. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они "закованы" в цепи и "постоянно" заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. В этом, несомненно, проявилась слабая сторона утопической концепции Мора.

Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов а общественном производстве Утопии незначителен, ибо основными производителями все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический характер; помимо того, что оно выполняет экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД , русский, украшенный 16 тыс. миниатюр, 10 тт., ок. 9 тыс. листов. Составлен в 60-х гг. 16 в. Охватывал период "от сотворения мира" до 1567.

ЮНСОН (Йонсон) (Johnson) Эйвинд (1900-1976) , шведский писатель. Реалистический автобиографический цикл "Роман об Улуфе" (1934-37). Рассказы о шведском Севере. Антифашистская трилогия "Крилон" (1941-43). Философский роман "Прибой и берега" (1946) на сюжет "Одиссеи"; философско-исторические романы "Мечты о розах и огне" (1949), "Эпоха его величества" (1960). Нобелевская премия (1974).

КЛАВЕЛЬ (Clavel) Бернар (р . 1923), французский писатель. Тетралогия (на автобиографической основе) "Великое терпение" (1962-64). Судьбы современной французской молодежи в романах "Малатаверна" (1960), "Геркулес на площади" (1966). Социально-историческая эпопея "Столпы неба" (том 1-5, 1976-81). Искусствоведческие труды. Публицистика.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru