Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII
Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII
Страница 1

В исторической литературе вопрос присоединения Южного Зауралья к России подменялся зачастую вопросом русского заселения территории края, что приводило нередко к непониманию ряда важных проблем его истории, особенно периода конца XVI - начала XVII веков.(1) Так, например, ряд историков отмечают, как парадокс, тот факт, что продвижение зоны русской колонизации на юг в XVII веке по Пышме, Исети, Миассу и Тоболу "не сопровождалось организации крупных походов правительственных войск, захватом уже занятых территорий и целенаправленным сгоном населения, а борьба со стороны русских носила чаще оборонительный характер.(2) На самом деле более всего удивительным и был бы тот факт, если бы русские воеводы начали организацию походов против своих ясачных людей.

Начало распространения русской власти на татарские юрты Южного Зауралья может быть отнесено к осени 1581 года, когда после двух битв под Чувашским мысом и бегство Кучума из Искера, 26 октября в столицу вступили казаки Ермака. Этот факт привёл к перемене военно-политической ситуации во всей Западной Сибири. Вскоре к русским пришли, ещё недавно воевавшие с ними отряды татарских и остякских князей, живших по Иртышу и Тоболу. В конце 1582 года в Москву прибыло посольство Ивана Кольца с грамотой о взятии Сибирского ханства, где Ермак писал, что покорил под царевою руку многих живущих иноземцев татар, остяков и вогулов "чтобы быть им под твоею царевою рукой до века, пока мест Бог изволит вселенной стояти и ясак давати тебе, великому государю, всегда и во все лета, безпереводно" (По Есиповской летописи).(3)

Военно-политическая обстановка Западной Сибири оставалась достаточно сложной. Кучум, кочуя в степи от Ишима до Тобола, на территории Южного Зауралья боролся с русскими за власть ясачными татарами. Часть татар ушла с ним в степь. Б. О. Долгих определяет их численность примерно в тысячу человек.(4) Главным образом, это были наиболее привилегированные группы татар, живущих около Искера. Можно ли в этих условиях, что территория Южного Зауралья стала российской уже после похода Ермака.

Ответ на этот вопрос неожиданно находится в русских дипломатических документах. Это наказ февраля 1586 года (который вслед за Н.М. Карамзиным, историки неправильным называют то указом, то грамотой Фёдора Иоанновича) приставам Е. Ржевскому и Г. Васильчикову, отправленными для встречи польского посла М. Гарабурды. Зная интерес западных соседей России к её восточным делам, приставам были даны подробные инструкции как и что отвечать о Сибири, которая фигурировала здесь в качестве "искони вечной вотчины государей наших", взятой впервые ещё Иваном III. Иваном VI, по мысли авторов наказа лишь восстановил русскую власть, послав в Сибирь волжских казаков. Декларировалось, что "на Сибирское царство и на Конду Большую, и Конду Меньшую, и на Туру реку, и на Иртыш-реку, и на Иргизское государство, и на Пегие колмаки, и на Обь великую реку, и на все городки на обские на девяносто и на четыре города с году на год имати на государя по пять тысяч сороков соболей, по десять тысяч лисиц чёрных, да по пятьсот тысяч белки большие, сибирские и илецкие".(5) Илецкая белка - это ясак татар из Илецкого леса ( Илет Карагая) - одного из главных промысловых угодий Южного Зауралья. Из документов начала XVII века известно, что охотились в нём главным образом, татары Катайской волости. Самым интересным в документе является время его написания - не позднее февраля 1586 года. Время, когда казаки, после разгрома отряда Ермака в августе 1585 года, оставили столицу Сибири и зимовали в устье Иртыша вместе с отрядом И. Мансурова.(6) Реальную власть над Сибирским царством оспаривали в это время шейбанид Алей и захвативший Кашлык тайбугин Сейдяк. России удалось вернуть себе контроль над частью Сибири лишь летом 1586 года с прибытием на реку Тура отряда В. Сукина и Ивана Мясного, а окончательно взять Кашлык только в 1588 году, когда во время ястребиной охоты были захвачены в плен Сейдяк и Карача.

Страницы: 1 2 3 4 5

ФРЕЙДЛИНА Рахиль Хацкелевна (1906-86) , российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1958). Труды по элементоорганическим соединениям, теломеризации. Государственная премия СССР (1986, посмертно).

КОНФЕДЕРАТКА ,1) польский национальный мужской головной убор в виде четырехгранной шапки без козырька с кисточкой наверху, который носили конфедераты (с 1768).2) В польской армии фуражка с четырехугольным верхом.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ , по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru