Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII
Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII
Страница 3

Также и границы уездов не оставались неизменными, а перекраивались исходя из потребностей текущего момента, точнее факта осознания его администрацией. Территории уездов делились на волости, в свою очередь подразделявшиеся на юрты. Число юртов могло увеличиваться или уменьшаться (бегство в степь, увод в плен). Изменялось и количество волостей в уезде (отрезались к другому или выделялся новый из уже существующего). Всего в Тюменском уезде к середине XVII века зафиксировано 8 волостей Кынырский городок, Иленский городок, Искинская, Каскаринская, Шикчинская, Пышминская и Исетская, Бачкырская и Терсяцкая волости. Из них 5 последних волостей находились на территории Южного Зауралья. Кроме этих 7 групп здесь также жили "сырянцы" или "зырянцы". Но с приходом русских они ушли в степи и стали вместе с табынцами главной опорой Кучумовичей. Б.О. Долгих предполагает, что до ухода они занимали места между верховьями Пышмы и Катайском.(10) Общая численность плательщиков ясака Тюменского уезда составляла в среднем на протяжении XVII века около 300 человек, то убывая в период набегов и восстаний, то вновь наращивалась численность в мирное время. Так число 293 ясачных татар в 1630 году сократилось до 278 в 1631 году и 230 в 1645 году. Затем начался устойчивый рост до 264 человек в 1660 году, а после побега от Кучумовичей боем группы татар 311 человек в 1662, но мощная антирусское восстание и его подавление вновь сократило численность татар до 263 человек. К 1682 году их стало 324 человека, но новое восстание сократило численность до 256 человек в 1690 году. В 1705 году началось очередное башкирское восстание, приведшее к значительным потерям всех групп населения. На юге уезда была выделена территория для промысла служивых юртовских татар, численностью в 108 плательщиков ясак. Необходимо учитывать, что общая численность татарского населения была примерно в 4 раза больше числа плательщиков ясака. К концу XVII века в Тюменском уезде жило всего 497 плательщиков ясака (всего 1980 человек) татарского населения.(11)

Границы татарских волостей (в Южной Зауралье) могут быть приблизительно восстановлены по актам XVII века, собранным Г.Ф. Миллером. По верховьям и среднему течению Исети жили тюрко-язычные племена терсяков, бачкырцев и сырянцев. Пустующая территория сырянцев стала первоначально местом промысла для соседних татарских групп, затем местом особенно интенсивной колонизацией русских. Терсяцкая волость находилась, согласно реконструкции Б.О. Долгих, по Исети в районе впадения в Исеть речки Терсюк. Бачкырская (или Башкирская) волость располагалась по реке Исети и прилегающих озёрах Устюше (современное Атяж) - Бехтемирковы юрты, Аксаргула (возможно Сараткул) - Баишевы юрты (1633 - 22 юрты).(12) Таким образом, волость начиналась между Исетью и Пышмой в бассейне реки Беляковка и озера Атяж.(13) Вместе с бачкырцами эту волость осваивали и татары из лежащей на Нице Кынырской волости. Часть населения этих волостей покинуло их в 1595 году, когда с Тюмени бежало 50 служилых татар с жёнами и детьми. По пути они захватили с собой 30 ясачных татар бачкырцев и кынырцев. Русский отряд, посланный вернуть бежавших нашёл их на острове по Исети. Татары отказались возвратиться, мотивировав свои действия слухами, будто воеводы хотят истребить 12 знатных татарских семей, а остальных заставить пахать пашню.(14) В 1615 году бежала в степь группа терсяков. Сырянцы ушли к Кучумовичам всем племенем (около 150 трудоспособных мужчин - всего 600 человек). Шикчинская и Каскаринская волость начиналась в районе самой Тюмени и далее тянулась далеко на юг. В ней, соответственно с центральным положением в уезде располагались крупные группы служилых татар. Затем из этой волости территория служилых татар была отделена от земель плательщиков ясака. Район данной волости захватывал северные и северо-восточные районы Зауралья. С. В. Бахрушин смог восстановить по сведениями биографию главы тюменских юртовских татар Майтмаса Ачекматова. Впервые он фигурирует в русских документах в группе татарских князей - вместе с Кашкарой- главой Каскаринской волости, с которыми сражался Ермак на Тоболе у устья Туры. Однако, в обстановке феодальной войны в Сибирском царстве, Майтмас Ачекматов сразу переходит на сторону русских в момент построения Тюмени в 1586 году и обложения ясаком территории по Исети и Тоболу. С этого года по 1618 Майтмас и занимает должность главы тюменских служилых татар. Майтмасу принадлежали земли по Тоболу ниже Исетского устья.(15) Известно, что Какшара вместе с ним ездили за беглыми бачкырцами и кынырцами на Исеть в 1596 году и были ограблены там. Так на примере отдельных князей можно проследить процесс инкорпорирования этноса Сибирских татар в сложную полиэтничную систему Русского государства. Показательно, что это сложное явление происходит в период жизни одного поколения, которое успевает и сражаться с русскими и послужить им. Исетско-Пышменская волость растянулась с Пышмы до низовьев Исети. Ремезов отмечает здесь в частности юрты Сенгульские, Летние, Бешкильские, Тенишевы. Верхотурский уезд захватывал западную часть Южного Зауралья в районе верховий Исети. По Исети, Чусовой и Уфе жили тюрко-язычные группы терсяков, Верхотурского уезда, родственные Тюменским терсякам. Между данными группами имели место тесные связи. Так, например, в 1603 году терсяки Верхотурского уезда вместе с татарами Бачкырской волости Тюменского уезда промышляли в бассейне Тобола - на притоке Уя Тогузаке. В 1630 году "верхние терсяки" с Чусовой бежали в Тюменский уезд к соплеменникам. В период 1641, 1646 и 1648 годов часть татар Верхотурского уезда отошли под ведение Уфимского уезда. Несколько ранее - до 1629 года к Уфимскому уезду отошла и Катайская волость по Исети, став его последней территорией на востоке. Г.Ф. Миллер сообщает о борьбе между администрацией Сибири и Уфимского уезда за земли по Исети. Он отмечает, что Катайская волость раньше "не причислялась к башкирским волостям", как в современное ему положение, а жители её назывались катайскими татарами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА , музыка, выполняющая определенные, не собственно художественные функции (в древних культурах - сопровождение обрядов, ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной культуре - оформление церковного культа, церемоний, танцевальная музыка и др.).

ВРК , см. Военно-революционные комитеты.

ТАЙ-И (кит . великое единство), в китайской мифологии верховное небесное божество, первопричина мира.



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru