Сложен вопрос этнической принадлежности вышеуказанных групп. Остаётся открытой проблема происхождения терсяков. То ли это тюркское племя, то ли тюркизированые потомки угро-язычного населения Приуралья. Невыяснен до конца и процесс выделения башкир из общей тюркской массы XVII-XVIII веках. Ещё Миллер считал "зырянцев" и терсяков Сибирскими татарами, а башкир в Тюменском уезде считал перебежчиками из Уфимского уезда. Однако, сейчас и зырянцы, и терсяки, и катайцы считаются башкирами.
Таким образом, необходимо заметить, что процесс вхождения территории Южного Зауралья в состав России существенно не отличался от аналогичных процессов на территории всего Сибирского царства, частью которого являлось Южное Зауралье наряду с другими группами татар. Тюрко-язычное население Южного Зауралья принесло присягу Ермаку - о чём свидетельствует грамота февраля 1586 года, написанная до прибытия отряда Сукина и Мясного в Сибирь. Наряду с другими группами аборигенов в Сибири, татары Южного Зауралья подтвердили присягу и стали платить ясак воеводам в Тюмень с лета 1586 года - о чём единогласно свидетельствуют работавшие с грамотами конца XVI - XVII веков Г.Ф. Миллер и И.Е. Фишер. Подтверждая, что после 1586 года "в кратное время реки Тура, Пышма, Исеть, Тавда и сам Тобол стали частью Тюменского уезда".(16) В качестве территории русских уездов земли Зауралья подвергались административной перекройке, соприкасались с русским населением, с вторжением Южных кочевников.
& 2
Калмыки и Южное Зауралье.
Калмыки - этнос, образовавшийся в условиях распада империи монголов, оказали значительное влияние на территории Южного Зауралья. В условиях постоянных междоусобных степных войн с казахами и восточными монголами часть калмыцких племён, потерпевших поражение на родине, вынуждена была искать новые кочевья в большом походе на Запад, затянувшимися на десятки лет, пока калмыки прочно не обосновались на Волге. По пути туда они пытались закрепиться и в степях к югу от Зауралья, пока их оттуда не вытеснили в 90-ее годы XVII века. Но на протяжении 20-80-ых годов XVII века именно калмыки являлись Южными соседями русских в Зауралье. В начале XVII века калмыки организовали серию ударов по кочевьям ногаев в Зауралье и Заволжье.(1) 1613 год является и годом конца ногайского влияния в Южном Зауралье. В 1610 году они совершили последний, зафиксированный в документах, крупный набег на русские ясачные волости Уфимского уезда по Миассу и Исети. В Тюмени об этом узнали от служивших людей конного казака Григория Пушникова "с товарищи", ездивших в Катайскую волость "для своей нужи". Возвращаясь назад, они остановились в Тулубаевых юртах Челзецкой волости на Бендяш озере, где узнали от татарина Бесоргена, что его брат Ендос с юртом и жена с детьми самого Бесоргена захвачены в плен. А теперь отряд ногаев продолжает двигаться, грабя и убивая ясачных людей по Исети в Тюменском направлении. 18 сентября 1610 года русские уже сообщили в Тюмени об угрозе волостям. Воевода Семён Волконский готовил ещё к отражению набега и послал отписки в соседние города.(2)
ЛАВЕРОВ Николай Павлович (1930) , российский государственный деятель, геолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), вице-президент РАН (с 1991; вице-президент АН СССР РАН; в 1988-91), академик (1987) и президент (1987-89) АН Киргизской ССР. Основные труды по геологии рудных месторождений и экономике минеральных ресурсов. В 1989-91 заместитель председателя Совета Министров СССР - председатель Государственного комитета СССР по науке и технике.
ЕРЕСИ (от греч . hairesis - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России - стригольников. В переносном смысле - отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
ДЖИДА , река в Забайкалье, левый приток Селенги. 567 км, площадь бассейна 23,5 тыс. км2. Средний расход воды 60 м3/с.