Там он занялся: разведением подсолнухов, семечки которых экспортировал в Италию. Затем построил кожевенный завод, продукция которого также отправлялась на Апеннины. Чуть позже взялся за строительство 800-километрового шоссе, которое соединило суданскую столицу с расположенным на берегу Красного моря городом Порт-Судан.
Невинный имидж фермера служил, разумеется, удобной ширмой для бурной деятельности, направленной на свержение "продажного саудовского режима", - это на словах. А на деле - на поддержку исламских террористических организаций во всех уголках планеты. Усама, авторитет которого был столь огромен, что его слово являлось законом не только для рядовых боевиков, но и для влиятельнейших людей в районе Персидского залива и далеко за его пределами, просто не мог ограничиться какой-то фермой. Поэтому вскоре он направил своих эмиссаров в Европу и США, где они зарегистрировали через подставных лиц различные организации, представлявшие его интересы.
Забегая вперед, скажу, что планы бен Ладена носили широкомасштабный характер. Если верить западным СМИ, именно тогда он приступил к созданию "Объединенного исламского государства". По замыслу Усамы, в нынешнем столетии в его состав должны войти около 50 стран Азии, Африки и Европы. В том числе Албания, Босния, Армения (так!), Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, территории Кавказа, Израиля и т.д.
Затем границы нового образования расширятся за счет Северной и Южной Америки, Австралии, Гренландии, и к 2100 году планета Земля станет единым исламским государством.
Согласно плану бен Ладена, оно будет представлять собой "халифат" со столицей в Саудовской Аравии. Сам он не претендует на роль халифа. По собственным словам, он лишь должен "подготовить приход лидера всемирной исламской общины путем объединения наиболее радикальных сил".
Значительную часть денег, вырученных от собственного и семейного бизнеса, бен Ладен вложил в строительство на территории Судана трех лагерей по подготовке исламских террористов. Постепенно вокруг него сгруппировались несколько сот "афганских ветеранов" из Алжира, Туниса, Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Палестины, Эфиопии, Эритреи, Уганды, Сомали, Филиппин, Боснии, Чечни. Эти люди вошли в созданную Усамой еще в 1989 году организацию "Аль-Каэда" (с 1991 года - "Исламская армия").
Власти Судана предоставили бен Ладену гражданство и оказали ему горячий прием, но, полностью не доверяя, установили за ним постоянное наружное наблюдение, а в мае 1996 года потребовали от "спонсора террористов" прекращения деятельности на своей территории. Последнее произошло, как говорили тогда, под мощным нажимом американцев, которые развернули в ООН широкую кампанию по обвинению Хартума в поддержке международного терроризма.
Однако демарш суданских властей не сказался на деловой активности бен Ладена. К тому времени он уже вложил около 250 млн. долл. в 20 различных проектов в этой стране. Кроме того, в конце 90-х годов лидеры Судана активно содействовали осуществлению его программы по призыву и военной подготовке нового поколения исламских экстремистов. Под видом исламских школ, больниц и мечетей в стране продолжают действовать тренировочные лагеря, финансируемые Усамой. Отсюда террористы забрасываются в европейские страны, прежде всего в Италию, территория которой превращена саудовским миллионером в опорную на Средиземноморье. Таким образом, враждебность суданского правительства по отношению к бен Ладену - это уловка.
ЮРИСКОНСУЛЬТ (от лат . juris-consultus - правовед), в Российской Федерации должностное лицо юридической службы министерства, ведомства, предприятия, общественных и кооперативных организаций. Следит за обеспечением законности в деятельности данной организации, защищает ее права и интересы в судебных и административных органах.
ЧИХАЧЕВА ЗАЛИВ (до 1952 Де-Кастри) , Японского м. у берегов России. Длина ок. 12,5 км, ширина у входа 9 км, глубина до 9 м. Зимой замерзает. Порт - Де-Кастри. Назван по имени П. А. Чихачева.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до нач . 20 в. назывался Северо-восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне "Сибиряков". В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.