Введение
Льюис Мамфорд об идеальном тоталитарном обществе : « это структура , сложенная из живых , но жёстких человеческих частей , каждой из которых отводится определённое место , роль и задание , что даёт возможность бесконечно повышать производительность труда и строить дизайн этих великих коллективных организаций » . По Мамфорду « источником питания » подобных структур служат Мифы Религии ( что скорее относится к древности ) и Мифы Идеологии ( к нашему времени ) , которые позволяют объединить различные блоки и элементы в единое целое , направив на достижение некой цели. Работая , такая структура воспроизводит великие армии и империи ; она может погибнуть только столкнувшись с более мощной машиной или по прекращении подачи « питания » .
Развивая метафору Мамфорда можно сказать , что в тоталитарной системе искусство выполняет роль своего рода перерабатывающего механизма , превращавшего сырьё сухих идеологических догм в горючее образов и мифов , предназначенных для общего потребления . При этом характер исходного сырья , будь то культ фюрера или вождя , догмат расы или класса , В целом не имеет значения .
С момента возникновения тоталитарное государство начинает организовывать искусство тем же образом , как и все остальное : приводя её в строгое соответствие с функцией отводимой государством . Перед ней ставится жёсткая цель , а всё мешающее исполнению этой цели уничтожается . Так было и в России , с приходом к власти большевиков , и в Германии , с приходом национал-социалистов
Общим для искусства в тоталитарных государствах является *:
1. Объявление искусства ( как и области культуры в целом ) идеологическим оружием и средством борьбы за власть .
2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны .
3. Создание всеохватывающего аппарата контроля и управления искусством .
4. Из всего многообразия тенденций , существующих в данный момент в искусстве , выбор одной , наиболее отвечающим целям режима ( всегда наиболее консервативную ) и объявление её официальной , единственно правильной и обязательной .
5. Начало и доведение до « победного конца » борьбы со всеми стилями и тенденциями в искусстве , отличными от официального, объявление их реакционными и враждебными классу , расе , народу , партии и т. д. .
Классическими образцами такого стиля являются : социалистический реализм 1934-1956 гг. И искусство третьего рейха 1933-1944 гг. .
КАДИС (Cadiz) , город на юге Испании, в автономной области Андалусия, административный центр пров. Кадис. 154 тыс. жителей (1991). Порт в Кадисском зал. Атлантического ок. Судостроение, авиационная, рыбоконсервная, табачная промышленность. Музей. Основан в кон. 9 в. до н. э. (или в кон. 12 в. до н. э.) финикийцами под названием Гадир (греч. Гадес). Городские стены 17 в. с воротами Пуэрта де Тьерра (18 в.), Старый собор Санта-Крус (13 в.).
ОЗЕРОВ Юрий Николаевич (р . 1921), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1977). Сын Н. Н. Озерова. Фильмы: "Кочубей" (1958), киноэпопея "Освобождение" (1970-1972), "Солдаты свободы" (1977), "О спорт, ты - мир!" (1981) и др. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1982).
ВАЛЕНТНОСТЬ (от лат . valentia - сила), способность атома химического элемента (или атомной группы) образовывать определенное число химических связей с другими атомами (или атомными группами). Вместо валентности часто пользуются более узкими понятиями, напр. степень окисления, координационное число.