Формирование
Уже на первом этапе формирования тоталитарной идеологии в Советском Союзе и в Германии закладываются основы будущего органа культуры : внутри авангарда была выдвинута идея служения искусства революции и государству , откуда следовало возведение его в статус партийного искусства , эффективного оружия в идеологической борьбе ; В СССР было положено начало партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни страны путём национализации музеев , частных собраний , средств информации , системы образования и т. д. .Также в 1921 г. в СССР происходит окончательный выбор в сторону художественного направления , должного нести в массы партийную идеологию , позднее названного соцреализмом .
Но на первых порах партийное руководство и ответственный за проведение художественной политики Луначарский не могло найти единомышленников среди художников : по словам Луначарского : « В Петроградском художественном мире царило враждебное к нам учредиловское собрание . На собраниях Союза художников всякие резолюции более или менее саботажного типа . Эта часть интеллигенции , как и всякая друга , была остро недовольна нашим курсом . В области искусства надо было прежде всего разрушить остатки царской по самой сущности своей учреждений , вроде Академии искусства , надо было высвободить
Школу от старых «известностей» .»
В феврале 1922 г. появилась « Ассоциация художников революционной России»
( « АХРР » ) , взявшая для себя положение : « Наш гражданский долг перед человечеством - художественно-документально запечатлеть величайший момент в истории в его революционном порыве . Мы изобразим сегодняшний день : быт Красной Армии , рабочих , крестьянство , деятелей революции и героев труда . Мы дадим действительную картину событий , а не абстрактные измышления , дискредитирующие нашу революцию перед лицом мирового пролетариата .» .
МОРА Ференц (1879-1934) , венгерский писатель. В повести "Воскрешение Ганнибала" (1924) иронически изображен режим М. Хорти. Антивоенный роман "Песня пшеничных полей" (1927); исторический роман "Золотой саркофаг" (1932), направленный против надвигавшегося фашизма. Стихи, рассказы.
ЯНУС , в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем - всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее). В переносном смысле - "двуликий Янус" - лицемерный человек.
ОРИЕНТАЛИСТИКА , см. Востоковедение.