Тоталитаризм
Тоталитаризм
Страница 33

Такая политика не всегда означает переход к экономическому либерализму, поскольку любой военный режим пытается выбрать свой способ реализации поставленных целей. Например, различной была степень вмешательства государства в экономику и участия иностранного капитала: в Бразилии осуществлялось государственное планирование, в Аргентине был создан большой общественный сектор экономики, в Чили же Пиночет, напротив, приватизировал существовавший там до него аналогичный сектор.

Таковы противоречивые основные звенья экономической политики хунт.

Чилийский опыт свидетельствует о том, что демократия в «третьем мире»- вещь довольно хрупкая. Поспешно проводимые реформы просоциалистической направленности способствуют политической нестабильности и установлению авторитарных режимов известную роль сыграл внешний фактор- влияние и помощь США или СССР. Конечно, никакая сверхдержава не может контролировать все процессы в «третьем мире», но всегда пытается использовать в своих интересах внутренние конфликты в этих странах. До сих пор многое в развитии стран «третьего мира», в судьбе того или иного авторитарного режима определялось их позицией в конфликте между Востоком и Западом, тем, чью страну они занимали в нем, чью модель развития брали на вооружение и т.д.[39] США, как и прежде СССР, всегда опекали своих экономически менее развитых союзников, предоставляли им военную и финансовую помощь. Особенности политической системы и моральные качества руководства при этом никогда решающего значения не имели.

В целом сегодня можно констатировать, что новая ситуация в мире благоприятствует переходу от диктаторских режимов к демократическим.

Глава 4. Переход от диктатуры к демократии. Проблемы и особенности перехода к демократии в России.

Мировой опыт.

Историческая закономерность такова, что тоталитарно-авторитарные режимы устанавливаются в тех странах, которые задержались с социально-экономической модернизацией и которым приходится проводить её крайними, чрезвычайными методами. Эти режимы характерны для стран среднего уровня развития, вступивших в индустриальную цивилизацию тогда, когда страны «первого эшелона» капитализма переживали уже стадию расцвета.

Характер политического режима (буржуазно-демократический, авторитарный) зависит прежде всего от масштабов капиталистического пространства и степени развития демократии. Если это пространство большое, стабильное, как в развитых индустриальных странах, то буржуазно- демократический режим сильный, стабильный, а у оппозиционных ему сил нет повода устанавливать альтернативную систему власти, ибо базовая система функционирует в основном эффективно. В странах развитого капитализма крайне оппозиционные силы маргинальны, находятся на обочине политической системы и не могут претендовать на ведущую роль в ней. В этих странах в принципе невозможно установление тоталитарно-авторитарных режимов, хотя иногда в кризисные моменты могут появляться харизматические личности вождистского типа, выводящие страну из кризиса, но их появление не разрушает существующую систему и структуру власти, а наоборот, укрепляет её.

Страницы: 29 30 31 32 33 34 35 36 37

ПРИЙМАК Борис Иванович (р . 1909), украинский архитектор, народный архитектор СССР (1970). В 1955-72 главный архитектор Киева. Работы с соавторами: генеральный план города (1947) и проект застройки Крещатика (1945-54), генеральный план до 2020 и проект центра (1961-67), станции метрополитена (1963 и 1972).

ВИЛЬСОН (Уилсон) Томас Вудро (1856-1924) , 28-й президент США (1913-21), от Демократической партии. Провел ряд либеральных законов. Еще до вступления США в 1-ю мировую войну (апрель 1917) выдвинул идею создания послевоенного союза государств, наиболее полно получившую отражение в т. н. "Четырнадцати пунктах" (январь 1918); выступал за учреждение Лиги Наций. Нобелевская премия мира (1920).ВИЛЬСОН (Wilson) Томас Вудро, Вильсон Вудро (28 декабря 1856, Стантон, штат Виргиния - 3 февраля 1924, Вашингтон), государственный деятель, 28-й президент Соединенных Штатов Америки (1913-21), с его именем связаны глубокие реформы в американском обществе и утверждение США как мировой державы. Карьера Вильсон родился в семье пресвитерианского проповедника шотландско-ирландского происхождения. В начале 1880-х гг. он отказался от употребления имени Томас. В 1879 окончил Принстонский университет. Изучал право в Виргинском университете. В 1882-83 занимался юридической практикой в Атланте (штат Джорджия). С 1883 занимался в историческом семинаре Герберта Б. Адамса в университете Джона Хопкинса, в 1886 получил степень доктора философии за книгу "Правление конгресса" (1885). В 1885-88 - преподаватель истории в женском колледже Брин-Мор (штат Пенсильвания), в 1889-90 - в Уэслианском университете, (штат Коннектикут). С 1890 - профессор юриспруденции, политэкономии и политических наук в Принстонском университете, с 1902-10 его президент. Опубликовал несколько популярных работ по истории и государственному устройству США. В 1911-13 - губернатор Нью-Джерси, где осуществил широкую программу прогрессивных реформ. В 1912 как представитель Демократической партии США под лозунгом "новой свободы" одержал победу на президентских выборах над Т. Рузвельтом и У. Х. Тафтом. Вторично избран в 1916 под лозунгом "Он удержал нас от войны".Внутренняя политика Вильсон занял Белый дом, полагая, что США вступили в наиболее важный со времен Гражданской войны период своего развития. Он был убежден, что история - это "эра реформ, но не революций". В своей политике руководствовался принципом: "государство существует для общества, а не общество для государства". Поэтому он выступал за максимальное равенство возможностей для всех граждан внутри страны и за неограниченный доступ к мировым рынкам. В рамках программы построения "новой демократии" осуществил тарифную (1913) и банковскую (1913) реформы, добился принятия антитрестовских законов (1914). Провел также ряд социальных преобразований в интересах фермеров и работников наемного труда. Внешняя политика Вильсон проводил активную политику, направленную на укрепление американских позиций в Карибском бассейне и в Мексике, всемерно способствовал англо-американскому сближению. После начала 1-й мировой войны 1914-18 пытался выступить посредником между европейскими державами. В 1917 Вильсон добился вступления США в войну, предполагая приобрести решающий голос в определении судеб послевоенного мира. В 1917 стремился к развитию сотрудничества с Временным правительством России, вынашивал идею союза "двух величайших демократий мира". После победы большевиков выступил с планом мирного урегулирования ("Четырнадцать пунктов", январь 1918), видя в нем альтернативу международному влиянию большевизма. Вильсон был одним из главных авторов Версальского мирного договора 1919. Однако договор не был ратифицирован сенатом США.Осенью 1919 в результате сильного перенапряжения Вильсона разбил паралич. Он вынужден был прекратить активную государственную деятельность. До истечения президентского срока важнейшие политические решения по существу принимала его жена - Эдит Вильсон. Лауреат Нобелевской премии мира (1919; за вклад в Версальский мирный договор 1919).Несмотря на различные оценки личности и деятельности Вильсона, он признан одной из ключевых фигур в истории США.Сочинения:Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений: Пер. с англ. М., 1905.Новая свобода: Пер. с англ. Одесса, 1905.Литература:Гершов З. М. Вудро Вильсон. М., 1983.Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, двадцать восьмой президент США. Психологическое расследование. М., 1992.Baker R. S. Woodrow Wilson. Life and Letters: 8 v. Garden City, 1927-29.Link A. S. Wilson: His Life and Work. Princeton, 1964-67. V. 1-5.Papers of Woodrow Wilson / Ed. by A. S. Link. Princeton, 1966-84. (Издание продолжается).Clements K. Presidensy of Woodrow Wilson. Lawrence, 1992.В. В. Носков

ПИКАРДИЯ (Picardie) , историческая область и современный экономический район на севере Франции. Включает департаменты: Сомма, частично Эна, Па-де-Кале, Уаза. 19,6 тыс. км2. Население 1,8 млн. человек (1992). Главный город - Амьен.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru