Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)
Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)
Страница 5

Руководящие круги коммунистической партии исторически оказа­лись поразительно слепыми. Стране, начавшей только-только в XX веке выходить из крепостничества, где рабочий класс еще не имел опыта самостоятельной борьбы за свои интересы, навязывать социализм, а тем более коммунизм — значило подвергать социалистическое движение, его доктрину самым тяжелым испытаниям, а фактически ликвидировать его.

Теперь ясно, что перед Октябрьской революцией, кроме аграрно­го, стоял вопрос и о национально-государственном устройстве. Но большевизм эту проблему не решил. Более того, были воспроизведены многие черты самодержавно-имперского подхода к нациям. Стояла грозная задача покончить с худшими чертами прежнего государст­венного аппарата. Однако социализм (или коммунизм) в России вос­произвел все худшие черты старого чиновничьего аппарата, помножив их на тупость, жестокость отсталых слоев народа и на большевистский, якобинско-плебейский экстремизм. Наконец, революции предстояло со­здать элементарные цивилизованные условия хозяйствования. Но вме­сто них для «догоняющего» развития экономики и культуры по типу западных стран мы создали систему, которая противостоит современ­ному экономическому и культурному развитию.

Один из главных уроков для нас состоит в том, чтобы осознать пагубность смешения демократизма и популизма. Демократия вырабатывается опытом всех передовых народов мира, развитием массы на­рода. Это тем более надо подчеркнуть, что сегодня мы встречаемся с попытками апеллировать именно к этому «нутряному» демократизму масс, неразвитому, невыделанному опытом мирового освободительного движения. Популярность Жириновского — не случайность, а симптом возможности беды.

По сути, демократизм — это такое отражение интересов масс и народов, наций, которое учитывает как усло­вия развития страны, так и основные вехи мирового исторического пу­ти. Большевизм, ориентировавшийся на плебейскую демократию, на плебейский якобизм, отразил специфически российское недоверие к европейским политическим и экономическим формам. Если его основа­тели еще знали о европейском опыте, хотя и не могли оценить его по достоинству, то для их последователей проблема усвоения мирового политического опыта практически не стояла. Постановка ее была для них возвратом к «капитализму». Нельзя, однако, безнаказанно терять основные завоевания европейской и мировой освободительно-демокра­тической мысли, чтобы снова изобретать велосипед. Движение мето­дом «тыка», собственных проб и ошибок обернулось гигантскими жерт­вами и потерями.

Если говорить о проблемах современной демократии, то острей­шая из них сводится к поиску ответов на новые вызовы жизни. Это тем более существенно, что волна демократии, поднявшаяся в августе 1991 года, неизбежно потянет наше общество к «задней» европейской истории, к давно пройденным этапам. Любая современная демокра­тическая партия должна помнить, что действует в стране, в которой народ еще не освоил азов демокра­тического, цивилизованного развития. Осваивать их, ориентируясь на современную перспективу, пожалуй, самое трудное, но и самое нуж­ное. Это проявляется уже в отношении рынка, где конкурируют точки зрения рынка начала XIX—конца XX века, а также «дикого» и цивилизованного предприни­мательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЗВУКОВОЕ КИНО , вид кинематографа, в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью, музыкой и другими звуками, записанными на звуковую дорожку и воспроизводимыми с нее через громкоговорители синхронно с изображением. Системы звукового кино были созданы во 2-й пол. 20-х гг. в СССР, США и Германии. Отечественные системы звукового кино разработаны в 1926-27 под руководством П. Г. Тагера и А. Ф. Шорина. Первый отечественный звуковой художественный фильм - "Путевка в жизнь" (1931).

ЮДОЛЬ (церк .-слав., букв. - долина, дол), жизненный путь, жизнь с ее заботами и печалями.

СТАЛЛОНЕ (Stallone) Сильвестер (р . 1946), американский киноактер, режиссер, сценарист. Снимался в фильмах: "Рокки" (также автор сценария), "F.I.S.T.", "Побег к победе" и др., а также в поставленных им по собственным сценариям "Рокки II" и "Рокки III". Исполнитель главной роли в серии супербоевиков о Рэмбо (1982-88) и др.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru