Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)
Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)
Страница 9

Что, собственно, является нашей приоритетной целью: демократия или рынок? В западной политологии утвердилась мысль: демократии без рынка не бывает! Невозможно строить демократию не строя рынок, а строить, рынок, не строя демократию, вполне можно. Если фор­мируется рынок бюрократическо-монополистического тина, как во мно­гих странах «третьего мира», то в этом случае он и предпосылок для демократии не создает. Поэтому было бы в высшей мере опасным, если бы в сознании нашего общества формирование рынка представи­лось как ключевая, приоритетная задача, в отношении которой все ос­тальное является чем-то подчиненным и производным.

Ни о какой «левизне» в старом, коммунистическом смысле сло­ва речи быть не может. В действительности была крайняя «правизна», если говорить общепринятым языком. Роль левых сил должна быть ролью корректирующей. Это должка быть функциональная позиция, а не защита своих поло­жений, однозначно противопоставленных тому, что стремится реализо­вать возникшая посттоталитарная власть. Поле такой деятельности есть, и оно достаточно широкое. К примеру, каково должно быть отношение левых демократов к ущемлению законодательной власти под предло­гом повышения эффективности власти исполнительной вместо их па­раллельного совершенствования как единственно возможного способа формирования реальной демократии? Как относиться к тому, что по-прежнему в тумане перспективы образования независимой судебной власти и, более того, есть немало признаков торжества «революцион­ной целесообразности» над правом? Что, скажем, представляет «полная от законодательства свобода» действия В.В.Путина? Понятно, когда это необходимо для демонтажа старых структур и проведения конкретных реформ, но вызывает вопросы не­определенность их правового статуса и полномочий, не говоря уже о том, что должны быть ясны правовые критерии для выбора тех обла­стей, куда назначаются представители российского Президента. Види­мо, левые силы должны были как-то реагировать на все эти (и другие) проблемы. Здесь и должна проявляться их корректирующая функцио­нальная роль в процессе становления нашей демократии.

История показывает, что современная демократия не может быть демократией одного класса, плебейской или пролетарской, научный социализм вырастает не из классовой борьбы проле­тариата, а из общих тенденций социального и научного прогресса, из логики развития и взаимоотношений всех классов и социальных групп. Пролетариат, противопоставляя себя всем другим общественным слоям, не может породить социализм, демократию. Слишком долго мы пола­гали, что высшее достижение общественной мысли — в классовом по­нимании демократии. Считалось, что нет демократии вообще, а есть демократия определенного класса: рабовладельцев, буржуазии, пролетариата. Высшая форма демократии — «демократия для трудящихся». В постановке вопроса «демократия для кого?» содержится идея избранности, привилегированности каких-то социальных групп, что противоречит, самой сути демократии как равных возможностей для всех. Фор­мула «демократия для кого?» превращается на практике в «демократию ни для кого». Сегодня уже очевидно, что подлинная демократия уни­версальна. Она для всех.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ЧОЙБАЛСАН (до 1921 Сан-Бейсе , до 1941 Баянтумен), город в Монголии, на р. Керулен, административный центр Вост. аймака. 38,6 тыс. жителей (1993). Легкая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Железной дорогой связан с Транссибирской ж. д. (Россия). ТЭЦ. Вблизи - добыча флюорита (Бэрх).

КОГИИ (карликовые кашалоты) , род млекопитающих подотряда зубатых китов. Длина до 3,4 м, весят до 400 кг. 2 вида. Обитают в тропических и умеренных водах Мирового ок., в Российской Федерации - около южных островов Курильской гряды. Очень редки.

"ТРОИЦА" , распространенный в иконописи сюжет, изображение трех ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублева (между кон. 14 в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность золотистого колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии, духовной близости, самоотверженности.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru