Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)
Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)
Страница 7

Пожалуй, главной составляющей наших сегодняшних трудностей является соот­ношение современности и наших российских условий. В истории русской политической мысли проблема использования мирового, прежде всего западноевропейского опыта стояла всегда остро. Грубоватый и, тем не менее, гениальный Чернышевский, убежденный реалист, утверждал, что нужно получать современные евро­пейские проблемы для того, чтобы правильно решать вопросы, чтобы не ехать из Москвы в Рязань через Петербург. Другими словами, нам нужна демократия, которая полностью основывается на почве российской действительности. Но чтобы не быть слепой, ограниченной, провинциальной, она должна иметь идеалы и разрабатывать теорию демократии, учитывающей опыт всемирной истории. Надо видеть наши проблемы во всемирно-исторической перспективе. Иначе мы будем и решать их чисто по-российски, отсталыми способами.

Августовский путч 1991 года стал уже действительным подведением черты. У А. Ахматовой есть слова: «Когда погребают эпоху, надгробный пса­лом не звучит». Вот это самое погребение эпохи сейчас и происходит. Рушится система тоталитаризма, одна из самых античеловечных, которые знала история ХХ века. А что было непосредственно до событий, начавшихся 19 августа? И какая новая эпоха наступает с этого рубежа, какие альтернативы, какие противоречия связаны с новой эпо­хой? Путчем завершился тот финальный период перестройки, который условно можно назвать эпохой разрушения или разложения тоталита­ризма.

Говоря об этом периоде необходимо выделить с одной сторо­ны объективные задачи, которые стояли перед демократией, а с дру­гой как эти задачи были решены и что, собственно, из этого выте­кает для сегодняшнего дня. Такой суммой объективных задач являлся демонтаж (не реформирование) основных структур тоталитаризма, прежде всего КПСС. Это, конечно, была и ликвидация особой роли репрессивных органов, неподконтрольных обществу, стоящих над ним, включая КГБ, армию, МВД, и т. д.

Несомненной задачей являлась и ликвидация унитарного, или псев-дофедеративного государства. Перечисленные задачи решались в поле мощной электрической дуги между, условно говоря, демократией и КПСС. Эти понятия используются сугубо условно, скорее символиче­ски, чем социологически, поскольку ясно, что и внутри КПСС были силы, которые в последние годы работали на демонтаж тоталитарных структур. Под названием «КПСС» обычно имеется в виду организа­ция, которая использовалась для консервации тоталитаризма, а не вся совокупность людей, состоявших в ней. И слово "Демократия" в нашей стране, по крайней мере до сего дня, не имеет никакого смыс­ла, в том числе никакого западного смысла, кроме как символическое обозначение антитоталитарного консенсуса. Демократии в европейском значении, включающей уходящий корнями в гражданское общество плюрализм политических сил, конкуренцию программ, гарантированность прав и свобод, защищенность оппозиции и т. д. у нас не было и нет! Существовали антитоталитарный консенсус, который мы обозначили как демократия, сила, которую мы условно назовем «КПСС», имея в виду организацию и ее руководство, а также тот черносотенный де­мократизм, который подпитывал отчасти антидемократическую роль этой партии, отчасти еще более правые националистически-популист­ские течения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

НОГАЙ (? - 1300) , татарский правитель территории от Дона до Дуная. Имел большое влияние в Золотой Орде, выдвигал на ханский престол своих ставленников. В борьбе с ханом Тохтой потерпел поражение.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергеев Иван Ильич) (1829-1908) , церковный проповедник, духовный писатель, протоиерей и настоятель Андреевского собора (Кронштадт). Имел при жизни славу "народного святого"; канонизирован Русской православной церковью.

ЧИЧКАНОВ Валерий Петрович (р . 1937), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1981). Основные труды по управлению и планированию народного хозяйства, вопросам производительности труда.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru