Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:
- методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;
- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- степень участия народа в формировании политической власти;
- гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
- положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
- характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;
- идеологическое оформление властных отношений.
Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом, как я уже отмечала выше, следует учитывать, что полученные таким образом «идеальные» модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.
Действительная проблема состоит в том, чтобы использовать преимущества рамочной концепции «демократия – авторитаризм – тоталитаризм» для анализа конкретной ситуации, для более точного уяснения формирующихся властных механизмов и способов разрешения политического по своей природе конфликта между обществом и государством. Рассмотрим отдельно каждый тип политического режима.
Демократические режимы.
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П. И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог . Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая – либо другая форма возбуждает дух исканий»[5].
Сам термин «демократия» стал сегодня едва ли не самым употребляемым словом политического лексикона в России, кроме того, он употребляется и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая самые разные значения и оттенки. Одна из причин этой необычайной разноголосицы заключается в том, что проблема демократии является на деле целым набором проблем различных «демократий», которые объединяет зачастую разве что наименование[6]. Российский политолог, М.В. Ильин, заметил: «упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире . Словом «демократия» обозначается и некий политический принцип, и особый тип власти, и система правления, и разновидность политического режима, и определенная политическая культура, и довольно неоднородный идеологический комплекс, даже некая мировоззренческая установка и жизненный стиль»[7].
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна (р . 1947), российская актриса, заслуженная артистка Российской Федерации (1989). В 1971-87 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. В кино с 1966. Снималась в фильмах: "Кавказская пленница" (1966), "Двенадцать стульев" (1971), "Не хочу быть взрослым" (1983, Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской), "В защите не нуждаюсь" (1987), "Маленькие человечки в Большевистском переулке, или Хочу пива" (1993) и др. Пишет стихи, исполняет песни.
НАСТРОЙКА , 1) регулирование параметров машины, прибора, устройства в связи с изменением режима их работы в период эксплуатации. 2) Регулирование звучания музыкального инструмента. 3) Установление нужной длины волны в радиоприемнике.
КАВАЛЛИНИ (Cavallini) Пьетро (между 1240 и 1250 - ок . 1330), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Первым отошел от византийских канонов, придав материальную осязаемость и объемную пластичность изображениям (мозаики церкви Санта-Мария ин Трастевере, 1291, фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере, ок. 1293, в Риме).