Типология политических режимов
Типология политических режимов
Страница 5

- признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти;

- установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни;

- выборность основных органов государства;

- верховенство закона.

Политическая элита при этом, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками:

- признание народа в качестве источника власти (народовластие от франц. souverain - носитель верховной власти в государстве);

- выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям;

- наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;

- подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

- правительство основано на согласии управляемых;

- провозглашение основных демократических прав и свобод;

- легальное существование плюрализма в обществе;

- наличие развитой двух- или многопартийности;

- построение государственного устройства по принципу «разделения властей»;

- ценности сотрудничества и компромисса;

- равенство всех граждан перед законом;

- создание необходимых условий для развития «среднего класса», выступающего одной из важных социальных основ демократического режима.

В отличие от прямой демократии античных полисов, в условиях современных государств с многомиллионным населением и обширной территорией непосредственное участие каждого гражданина в законотворческом процессе и управлении общественными делами не представляется возможным. Однако необходимость формирования представительных учреждений, которым по волеизъявлению большинства делегируются властные полномочия, неизбежно ведет к специфическому «разделению труда» в сфере политики, выделению управленческой деятельности в особую сферу, требующую известной компетенции. При этом демократические институты со всей очевидностью могут оказаться под влиянием могущественных групп: способных навязать обществу свою «компетентную» волю. Отсюда возникает весьма существенная проблема действительного выражения интересов большинства граждан, по-разному трактуемая нынешними концепциями представительной демократии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА , среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов (см. также Охрана природы). В широком смысле в понятие "окружающая среда" могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином "окружающая среда" понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

КАВАЛЛИНИ (Cavallini) Пьетро (между 1240 и 1250 - ок . 1330), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Первым отошел от византийских канонов, придав материальную осязаемость и объемную пластичность изображениям (мозаики церкви Санта-Мария ин Трастевере, 1291, фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере, ок. 1293, в Риме).

АННА ЯРОСЛАВНА (ок . 1024 - не ранее 1075), дочь Ярослава Мудрого, жена (1049-1060) французского короля Генриха I. Правительница Франции в малолетство сына - Филиппа I.



Copyright © 2022 www.politicaledu.ru