Делиберативная концепция озабочена трансформированием, а не агрегированием предпочтений. Такая позиция, по существу, не является руссоистской. Тем не менее, эта концепция в чем-то восходит к его требованию, чтобы, голосуя, люди исходили не из своих индивидуальных предпочтении, а из собственных представлений о благе для общества в целом[5]. Цель – вывести нас «за пределы демократии противоборства» [Mansbrige 1980]. Против разнообразных недугов, которые, как считается, одолевают современную демократию, предлагается применять корректирующие средства из делиберативного инструментария. Низкое качество разработки и принятие решений, политика вербальных приманок, невысокие уровни политического участия, падающая легитимность правления, а также неосведомленность граждан – вот некоторые из наиболее часто упоминаемых недугов. Идея состоит в том, что если мы сможем избавить себя от мыльной оперы добывания электоральных преимуществ, то результатом станет более вдумчивый и эффективный политический выбор[6]. Общим импульсом, лежащих в основе этих проектов, является предположение, будто люди изменяют свои представления о том, что должно предпринять общество, обсуждая этот вопрос с другими. Смысл демократического участия состоит в том, чтобы в процессе такого участия его обнаружить[7]. Исходные посылки заключаются в том, что, во-первых, люди будут чаще приходить к согласию, если достаточно долго станут разговаривать в соответствующей обстановке, и, во-вторых, что достижение согласия есть нечто позитивное.
Оба положения спорны. Обсуждения может выносить разногласия на поверхность, расширяя, а, не сужая расхождения. Но даже когда обсуждение позволяет достичь согласия, последнее не всегда желаемо. Люди могут не хотеть урегулирования некоторых разногласий. Они, как полагают современные теоретики «различия», способны получать удовлетворение от того, что отличаются друг от друга. И наоборот, им может представляться, что консенсус ведет к посредственности, как того опасались Дж. Ст. Милль и А. де Токвиль. Жизненно важным для свободы, по мнению таких теоретиков, является состязание идей – спор, а не обсуждение, - и, как сказано ниже, институциональные воплощения этой мысли лежат в основе многих непременных ныне атрибутов демократии. Здесь же достаточно резюмировать, что обсуждение не обязательно ведет к согласию, а когда ведет, это не всегда бывает достоинством.
Управление властными отношениями
Делиберативный подход критикуют еще по тем соображениям, что выдвигаемая его приверженцами цель – содействие согласию – основывается на чрезмерно оптимистических посылках относительно власти. Согласие одного есть гегемония другого, и хотя ненавязанный консенсус и может быть достижим в некоем идеальном мире или «речевой ситуации»[8], в мире реальном властные отношения пронизывают собой поистине всякое людское взаимодействие.
Тезис о вездесущности властных отношений двояким образом искажает ситуацию: он не проводит различие между отдельными способами осуществления власти и смешивает верное наблюдение о пронизанности властью всей коллективной жизни с неправомерным утверждением, будто вся коллективная жизнь сводима к властным отношениям. Признание вездесущности власти не равнозначно согласию с тем, что вся власть одинакова или что какие-то способы сосуществования с нею не могут быть лучше других. И говорить о том, что властными отношениями полнятся столь разные сферы деятельности, как работа, семья и церковь, не значит отрицать, что во всех этих сферах, помимо осуществления власти, происходят и другие вещи. Часто, а, пожалуй, и неизбежно, с властными отношениями бывает сопряжено производство товаров и услуг, равно как и близкие отношения, привязанность, образование и духовное служение. Но сами по себе эти виды активности не есть властные отношения.
ЮГО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ , условное название в исторической литературе Галицко-Волынского княжества и его бывшей территории с 14 в.
НАЗАРОВ Юрий Владимирович (р . 1937), российский актер, заслуженный артист России (1984). С 1963 в Театре-студии киноактера. В кино с 1957. Снимался в фильмах: "Красная палатка" (1969), "Андрей Рублев" (1970), "Даурия" (1971), "Зеркало" (1974), "Давай поженимся" (1982), "Маленькая Вера" (1988), "... По прозвищу Зверь" (1990), "Мечты идиота" (1993) и др.
ШИДЕРТИ , река на северо-востоке Казахстана. 506 км, площадь бассейна 15,9 тыс. км2. По Шидерти (частично) проходит канал Иртыш - Караганда.