Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил . За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.
Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.
ХЛОПКИН Николай Сидорович (р . 1923), российский ученый, академик РАН (1992), Герой Социалистического Труда (1977). Труды по судовым ядерным энергетическим установкам, теплофизике, динамике ядерных реакторов. Руководил разработкой энергетической установки ледокола "Арктика". Ленинская премия (1960).
ЯПОНСКОЕ МОРЕ Тихого ок ., между материком Евразия и Японскими о-вами. Омывает берега России, КНДР, Республики Корея и Японии. Соединяется проливами: Татарским, Невельского и Лаперуза - с Охотским м., Цугару (Сангарским) - с Тихим ок., Корейским - с Восточно-Китайским м. 1062 тыс. км2. Глубина до 3720 м. Крупные заливы: Восточно-Корейский и Петра Великого. На севере зимой замерзает. Рыболовство; добыча крабов, трепангов, водорослей. Главные порты: Владивосток, Находка, Советская Гавань, Александровск-Сахалинский (Россия), Ниигата, Цуруга, Майдзуру (Япония), Пусан, Ульсан (Республика Корея), Вонсан (КНДР).
УСАДЬБА , комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое. Традиционные крестьянские усадьбы включали избу, гумно, хлев, конюшню и др. В 17-19 вв. сложился тип помещичьей усадьбы (барский дом, обслуживающие постройки, парк, церковь и т. д.). Существовали и городские усадьбы (дом, служебные корпуса, сад). Усадьбой называется также производственный и жилой центр колхоза, совхоза.