Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.
Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.
Истон главное условие легитимности видел в определенных социально-психологических отношениях, которые обеспечивают согласие с требованиями власти. Данный подход позволил выделить диффузную и специфическую легитимность. Первая представляет собой общую, фундоментальную поддержку идеям политической власти, независимо от результатов ее деятельности, вторая ситуативна, т.е. связана с определенной ситуацией и ориентирована на результат, она, как правило, кратковременна.
Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.
Свойства поддержания легитимности власти:
1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями
2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве
3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.
Показателями легитимности являются:
1. Уровень принуждения
2. Наличие попыток свержения правительства
3. Сила гражданского повиновения
4. Результаты выборов и референдумов
5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.
Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.
Типы политического господства по Веберу
Концепцию господства - является основной политической социологии Макса Вебера. Как писал сам Вебер, “господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу”. Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает три типа господства:
ЯНОВСКИЙ Николай Николаевич (р . 1914), российский литературовед, критик. В центре внимания - развитие сибирской литературы. Книги: "Всеволод Иванов" (1956), "Лидия Сейфуллина" (1959), "Сергей Залыгин" (1965), "Илья Лавров" (1969), "Виктор Астафьев" (1982), "Верность: Портреты, статьи, воспоминания" (1984).
ОТЦЫ ЦЕРКВИ , традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
"ЖИРНЫЙ НАРОД" ("жирные" пополаны) , распространенное в средневековой Италии наименование прослойки богатых горожан итальянских городов-коммун 13-15 вв.