Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
Страница 3

ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время

войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со-

трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-

рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-

но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-

ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.

Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу-

азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией

Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в но-

ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании

кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуа-

ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты

завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити-

ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-

ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож-

ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-

маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних

дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-

ными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических прави-

тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и

другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат . intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (Алекси) (1805-59) , французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях "О демократии в Америке" (1835), "Старый порядок и революция" (1856) анализировал противоречия "демократической революции", отмечая несовместимости свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции.

БИЗЕ (Bizet) Жорж (1838-75) , французский композитор. Оперы "Искатели жемчуга" (1863), "Пертская красавица" (1866), "Джамиле" (1871), а также "Кармен" (1874) - вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я - Э. Гиро).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru