ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время
войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-
рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-
но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-
ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу-
азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией
Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в но-
ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании
кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуа-
ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты
завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити-
ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.
Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-
ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож-
ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-
маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних
дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-
ными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических прави-
тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.
По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и
другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста-
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат . intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (Алекси) (1805-59) , французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях "О демократии в Америке" (1835), "Старый порядок и революция" (1856) анализировал противоречия "демократической революции", отмечая несовместимости свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции.
БИЗЕ (Bizet) Жорж (1838-75) , французский композитор. Оперы "Искатели жемчуга" (1863), "Пертская красавица" (1866), "Джамиле" (1871), а также "Кармен" (1874) - вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я - Э. Гиро).