Невозможность публично возражать И. Сталину и вообще любому представителю центра, пока он поддерживался верховным руководством, привела к тому, что всеобщее признание полусиди такие идеи, явная неверность которых тотчас стала бы понятной большинству сознательных сторонников социализма, сохранись в обществе и партии обстановка нормальной идейно-политической борьбы. Но раз подобной обстановки не было, самые вздорные несуразицы (не говоря уже о менее очевидных ошибках), многократно повторенные с высоких трибун и никем не оспоренные, начинали казаться истиной миллионам и десяткам миллионов людей.
На XVII съезде партии в 1934 г. Сталин, которой в историю вошел как «съезд расстрелянных», неожиданно для многих заявил, что во второй пятилетке «акценты в развитии народного хозяйства будут изменены на 360 градусов». Впервые в истории советского государства была выдвинута задача опережающего развития предметов потребления. Насколько был искренен Сталин в своих намерениях судить трудно, но эта попытка не удалась.
Главная из причин, не позволивших это сделать, состояла в том, что административно-командная система рассматривала человека не как конечную цель всех преобразований в стране, а как средство решения своих политических и идеологических амбиций.
Руководители этой системы во главе со Сталиным были больше озабочены не состоянием материального и морального состояния своих подданных, а скорее тем, как и каким образом еще больше интенсифицировать труд советских людей, заставить их работать на пределе физических сил и возможностей.
Насилие, беззаконие, репрессии становились постоянными чертами политического руководства. В социалистическое строительство мирного, невоенного времени искусственно вносилась атмосфера необъявленной гражданской войны.
В этих условиях социалистическое соревнование, которое приняло широкий размах в 30-е годы, нередко приобретало двойственный характер. С одной стороны, имел место неподдельный энтузиазм, героический, самоотверженный труд советских людей – последователей таких инициаторов социалистического соревнования как Стаканов, Бусыгин, Кривонос, Виноградовы, а с другой – велась исступленная пропаганда партийно-государственных структур, которые призывали «страну героев» работать до самозабвения, до седьмого пота, довольствуясь малым во имя «светлого будущего». Именно тогда родилась мрачная шутка: «Пятилетку в четыре года, в три смены, на двух станках за одну зарплату».
Следует также указать, что иной раз результаты труда многих работников, подчас целых коллективов, приписывались немногим героям. Один из первых стахановцев в бельком хозяйстве, К. Борин, рассказывает, что основной его успеха фактически было создание бригады из 15 человек, обеспечивавшей бесперебойную двухсменную работу комбайна. Однако в официальных прославлениях речь шла только о нем одном. И эту несправедливость ощущали все: помощники Борина, его товарищи, он сам.[5]
Следует выделить еще и такой негативный факт к стремлению рекордов как: недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.
СПИЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р . 1947), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. В детстве начал снимать любительские фильмы. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне. Лидер поколения, переосмыслившего и обновившего голливудские традиции, совместив "авторское" и коммерческое начала. Творчество Спилберга проникнуто характерным для американского сознания позитивистским оптимизмом. Наиболее значительные фильмы: "Близкие контакты третьего вида", 1980; трилогия об Индиане Джонсе (1981-89); "Инопланетянин", 1982; "Список Шиндлера", 1993, премия "Оскар".
ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат . occasio, род. п. occasionis - случай, повод), направление европейской философии 17 в., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта и картезианства. Главные представители: А. Гейлинкс и Н. Мальбранш; в философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии.
ЖУВЕ (Jouvet) Луи (1887-1951) , французский режиссер, актер, педагог. С 1934 руководитель театра "Атеней" (Париж). Снимался в фильмах "На дне", "Бальная записная книжка" и др.