Сталинская концепция политики
Сталинская концепция политики
Страница 13

В 1940 г. в стране насчитывалось 240 тыс. колхозов, которые объединяли 18 млн. колхозных дворов. Однако эффективность колхозного производства была низкой. Среднегодовой сбор зерна во второй пятилетке был ниже 80 млн. тонн, а средняя урожайность – чуть выше 7 центнеров с гектара.

Да и могло ли быть иначе, если колхозы, несмотря на их огромное количество, были маломощны. В среднем каждый из них объединял 70-80 колхозных дворов, а каждый пятый колхоз насчитывал не более 30 таких дворов. Колхозы не имели своей техники, которая находилась в полном распоряжении машинно-тракторных станций.

Подавляющее большинство рядовых колхозников – бывших самостоятельных хозяев – попали в положение, при котором любое мало-мальски важное решение относительно их труда стало приниматься не ими самими, а колхозным или районным руководством, а то и еще более далекими инстанциями. Мало того, сугубо личные, житейские дела – от простейшей поездки в соседний город и получения материалов для строительства или ремонта дома до определения судьбы детей, скажем их поступления в ремесленное училище или техникум – оказывались зависящими от председателя, членов правления, районного начальства. Паспортный режим, который был введен в стране в 1932 г. со временем только ужесточался. Будучи формально хозяевами артели, колхозники практически потеряли элементарную свободу выйти из колхоза, пожелавший уехать из деревни в город был лишен возможности получить на руки паспорт.

За год крестьянин зарабывал меньше, чем рабочий за месяц. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию не менялись с 1928 г., а цены на промышленные изделия росли. Тяжелыми были бытовые условия: лишь 40% всех колхозов обеспечивалось электроэнергией.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) , церковный деятель. С 1826 Московский митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного права.

НЕАПОЛЬ скифский (3 в . до н. э. - 3 в. н. э.), столица скифского государства в Крыму. Развалины около современного Симферополя: укрепления, жилые и хозяйственные постройки, мавзолей, каменные склепы с росписями и др.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до нач . 20 в. назывался Северо-восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне "Сибиряков". В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru