Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 17

Б.П. Вышеславцев писал: «И вот что особенно удивительно: причинная необходимость не только не противоречит свободной целесообразности, не только не уничтожает её, но, напротив, является необходимым условием её возможности. Человек только тогда может осуществлять свои цели при помощи ряда средств, если законы причинной необходимости остаются ненарушимыми, ибо ряд средств есть ряд причин… Если бы природа действовала свободно и произвольно, человек окончательно потерял бы свободу действия: он стал бы рабом случая, или же рабом населяющих природу и свободно действующих духов. Результат ясен: свободная воля, действующая по целям, возможна только в таком мире, который насквозь причинно детерминирован. «Индетерминизм» уничтожил бы свободу действия»(88, с.72).

Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что без чёткой и устойчивой системы социальных ограничений в обществе, сколько-нибудь устойчивое целедостижение и функционирование отдельных личностей и групп на основе сознательно поставленных планов, целей и систем ценностей невозможно. Отсутствие чёткой системы ограничений в обществе лишает субъекта социального действия свободы достижения сознательно поставленных целей. Получается, что в известной мере, чем незыблемее социальные порядки и законы, тем больше в обществе возможностей для сознательного творчества, а их постоянное изменение («перманентная революция» по Л.Д. Троцкому или её разновидность - перманентные реформы), может рассматриваться как метод подавления в обществе свободы. Однако, это верно только для сознательно планирующего, целерационального сознания и субъекта. Если же сознание иррационально и реактивно, а его носитель стремится не к созиданию, а к поиску приключений, готов идти «куда глаза глядят» или куда укажет телевизор и реклама, то наличие чёткой детерминации, в том числе и социальной необязательно и даже нежелательно. Искателю приключений, объекту природного и социального хаоса ни природная (социальная), ни ценностно-целевая детерминация свободной личности не нужна, ибо ограничит его свободу приключений.

Поэтому, мы можем сделать вывод, что социальные ограничения будут более чёткими, явными, значимыми, обширными и жёсткими в более целерациональных обществах, ориентированных на созидание и реализацию каких-то своих проектов. Напротив, для реактивных, бессознательных, зависимых обществ социальные ограничения менее значимы. Например, для постсоветской России характерно снижение целерациональности по сравнению с СССР, а, следовательно, снятие, ослабление, релятивизация многих социальных ограничений и усиление их изменчивости, подвижности, неопределённости. Наиболее чёткие и жёсткие системы социальных ограничений мы видим в различных рационалистических утопиях («Законы» Платона) и тоталитарных государствах (См. 212, 285). Однако представить общество без социальных ограничений затруднительно, ибо в этом случае оно должно было бы быть полностью реактивным и иррациональным, а также нематериальным, причём постоянная изменчивость подавляла бы в нём возможность любого действия и достижения. В истории такие общества неизвестны. Отсутствие социальных ограничений в подобном гипотетическом обществе означало бы ещё и отсутствие культуры и языка, для которых характерны обязательные правила и ограничения, ибо и культура и язык целерациональны – язык, как и культура существуют для того, чтобы нечто выражать, фиксировать и передавать, то есть заключают в себе определённую цель. Статус членов такого гипотетического общества должен был бы также быть неопределённым и изменчивым, и их нельзя было бы чётко определить как существ (людей), принадлежащих к данному обществу, а не к какому-то иному миру и форме существования.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ имени С . В. Образцова, основан в 1931 в Москве, с 1981 академический, с 1992 имени Образцова, основателя и художественного руководителя театра. Репертуар рассчитан как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Спектакли: "Обыкновенный концерт" А. М. Бонди, З. Е. Гердта (1946), новая редакция "Необыкновенный концерт" С. В. Образцова, А. М. Бонди, З. С. Паперного, З. Е. Гердта, В. А. Кусова (1968), "Чертова мельница" И. В. Штока, Я. Дрды (1953, 1991), "Божественная комедия" Штока (1961), "Маугли" по Р. Киплингу (1987), "Дон Жуан-82" В. Б. Ливанова, З. Гердта, Г. Бардина (1982) и др. Артисты (в разные годы): Е. В. Сперанский, С. С. Самосуд, Е. Е. Синельникова, З. Е. Гердт, главный художник в 1936-69 Б. Д. Тузлуков. С 1993 художественный руководитель - Р. Д. Габриадзе.

МАТРОСКА ,..1) форменная верхняя блуза матроса с большим отложным квадратным (обычно белым) воротником с полосками...2) Женская или детская блуза такого же покроя.

ВУРДАЛАК , см. Вампир.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru