Научной основой руководства КПСС, Советского государства,
практикой хозяйствования в социалистическом обществе является п политическая экономия социализма, основы которой были заложе-
ны В.И.Лениным.
Политическая экономия социализма постоянно развивается на
опыте хозяйственной жизни СССР и других стран социализма. В
ходе жизни перед партией, трудящимися встают новые сложные
задачи, и для решения их огромное значение имеет идейное наслед-
ство В.И.Ленина.
Признание действия при социализме объективных экономических
законов, независимых от сознания и воли людей, познаваемых людь-
ми и планомерно используемых ими в практике хозяйствования,
составляет основу политической экономии социализма. В.И.Ленин
исходил из того , что при социализме хозяйственная жизнь будет
подчиняться определенным объективным законам. Опыт первых лет сроительства социализма в СССР был недостаточен для того, что-
бы на его основании было возможно формулировать объективные
законы социалистического хозяйствования. В.И.Ленин говорил по
этому не о законах социализма, а о принципах, формах и методах социалистического хозяйствования. По существу же в ленинском
учении о принципах, формах и методах социалистического хозяй-
ствования содержится теоретическое обоснование экономических законов социализма.
В 20-30-е годы среди советских экономистов широко было расп-
ространено отрицание экономических законов в социалистическом
обществе, возможности и необходимости существования здесь науки политической экономии. Экономические законы полностью отож-
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) , Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (единичные вещи), "не сотворенную и не творящую" (бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 в. как еретические.
АЗАТЫ (перс . азад - свободный; арм. - свободный, благородный), в Иране при Сасанидах низшая прослойка привилегированного сословия всадников (артештарам) - средние и мелкие землевладельцы, служившие во время войны в конном ополчении. В средневековой Армении название средних и мелких феодалов, а также вообще феодалов, в отличие от несвободных лиц (аназатов).
ХУСТИСИАЛИЗМ (от исп . justicia - справедливость), доктрина создания "справедливого" государства в Аргентине; выдвинута в 1946-47 Х. Д. Пероном.