Социализм
Социализм
Страница 2

дествлялись со стихийно действующими законами капиталистичес-

когохозяйства; считалось, что наличие их несовместимо с тем, что

в социалистическом обществе хозяйство будет вести по плану, в

соответствии с заранее поставленными обществом целями. Такое

толкование вопроса мешало пониманию объективной обусловлен-

ности экономической политики КПСС и Советского государства,

поощряло субъективистский, волюнтаристский подход к вопросам

экономической экономической жизни, тормозило формирование политической экономии социализма.

Для правильного понимания вопроса об экономических методах

руководства народным хозяйством при социализме и вообще проб-

лем социалистического хозяйствования большое значение имеет

вопрос о том, действует ли в социалистическом обществе закон сто-

имости или нет, имеет ли социалистическое производство товарный характер или нет. К.Маркс и Ф.Энгельс отвечали на этот вопрос

отрицательно. Рынок, товар, стоимость, деньги, заработную плату,

прибыль, ренту они считали категориями хозяйства, основанного на частной буржуазной собственности на средства производства, для которых в социалистическом обществе места не будет. Необходи-

мый учет труда будет совершаться в единицах рабочего времени,

распределение продуктов будет осуществляться без помощи стои-

мости, денег.

Такой же точки зрения придерживался и В.И.Ленин, о чем свиде-

тельствуют многочисленные его высказывания в дооктябрьский

период. После Октябрьской револяции,особенно в связи с перехо-

дом к новой экономической политике, В.И.Ленин, как уже было

сказано, разработал вопрос о роли рынка, торговли, товарно-де-

нежных отношений в строительстве экономики социализма, т.е. в

условиях перехода общества от капитализма к социализму.

Советские экономисты обычно считали, что в социалистическом

обществе товарного производства, закона стоимости не будет, а

в переходный переод происходит их отмирание. После победы социализма в СССР было распространено мнение, что социалисти-

ческое производство не является товарным, что закон стоимости

перестал действовать,а товар, стоимость, деньги, прибыль являются лишь внешней формой, унаследованной от капитализма, не выра-

жающей реальных отношений, используемой только для учета,

калькуляции и нуждающейся в возможно быстрой ликвидации.

Коммунистическая партия пришла к выводу, что такое понимание

вопроса противоречит реальной действительности, мешает последовательному проведению принципа материальной заинтере-

сованности работника в результатах своего труда, внедрению хо-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

"ФАКЕЛЬЩИКИ" , см. Няньцзюньское восстание.

ЕВРИПИД (ок . 480 до н. э. - 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит"). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них - на европейскую драматургию.

ЕВНИКИАН Критский (ум . 250), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 23 декабря (5 января).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru