В социологии, с одной стороны, выделяют массы, а, с другой стороны, группы. Массы - это такие группы, которые возникают ситуационно, социальные группы, вероятностные по природе, гетерогенные по составу и статистические по форме их выражения. Масса есть трансгрупповая общность, которая может варьировать по масштабу (в. этой связи выделяются большие средние в малые общности), по степени контактности, по пространственно-временной локализации и по структурному признаку.
Введение трансгрупповой характеристики массы, т.е. объединение людей на базе всех представленных в обществе социальных групп, позволяет видеть в общности политических последователей той, или иной политической партии. Политическая партия может создать систему отношений между ними и будет способствовать изучению социальной общности своих сторонников.
Существует и третий, промежуточный вид большой группы, в которой еще не установились специфические регуляторы социального поведения - нравы, обычаи, традиции, т.е. то, что принято называть образом жизни группы. К этим большим группам относятся те партии, которые собрали под своей крышей различные социальные слои, но которые могут не предпологать долговременного существования (блок «Единство» во главе с Шойгу, правый блок).
Соотношение психологии большой группы и создания каждой входящей в нее личности можно охарактернзовать следующими признаками:
1) групповые интересы;
2) групповые потребности;
3) групповые нормы;
4) групповые ценности;
5) групповые мнения;
6) групповые цели и задачи.
Есть в специфические признаки, специфический язык группы. Для индивида, входящего в большую группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие этих характеристик, т.е. через осознание фактора некой психологической общности с другими членами данной социальной группы. Главным здесь является наличие чувства «Мы». Последнее является индикатором принадлежности к группе. К признакам социальной группы «Мы» можно отнести следующее: познавательные признаки, мотивационные признаки, эффективные признаки.
ЧОСЕР (Chaucer) Джефри (1340?-1400) , английский поэт. Основоположник общеанглийского литературного языка и реализма в английской литературе. Поэма "Книга герцогини" (1369) - в духе куртуазной литературы; сатирическая поэма "Птичий парламент" (1382). В романе в стихах "Троил и Хризеида" (ок. 1385, сюжет заимствован у Боккаччо) - попытка психологического анализа, бытовой реализм, юмор. Книга "Кентерберийские рассказы" (опубликованы в 1478?) охватывает жизнь разных социальных групп. Чосер стремился дать индивидууму выражение типического; речь каждого персонажа соответствует его характеру и положению. Поэма "Троил и Хризеида" (ок. 1385). Гуманистическое творчество Чосера положило начало реалистической традиции в английской литературе.
АСКЕТИЗМ (от греч . asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
ФЕЛЬЯНЫ , политическая группировка в период Французской революции конца 18 в. (названа по месту заседаний своего клуба в бывшем монастыре ордена фельянов в Париже); выступала за конституционную монархию. Лидеры: М. Лафайет, А. Барнав, А. Ламет.