СНГ: на пути к экономическому союзу
СНГ: на пути к экономическому союзу
Страница 37

На нынешнем уровне становлении СНГ подобная модель экономического союза, естественно, не может быть реализована в полной мере. Как бы ни велико было стремление ускорить процесс формирования экономического союза, следуя западным стандартам (а попытки их копирования присущи сегодня и представителям науки и экспертам стран СНГ, готовящим договорные документы), это вряд ли удастся, так как исходные предпосылки у нас и у них значительно отличаются: уже хотя бы потому, что на Западе идет экономическая интеграция идет путем размывания государственных границ. Там - развитый рынок со всей необходимой инфраструктурой, здесь - лишь первые шаги по его созданию.

Но это отнюдь не означает, что создание полноценного экономического союза не может сейчас выдвигаться как стратегическая задача. Разрабатывая договор и соглашения, определяется конкретный механизм взаимодействия в различных областях, целесообразно было бы уже сейчас сформулировать совместно с партнерами единое понимание сущности экономического союза, его стратегических целей, ближайших задач, предусмотреть практические пути и инструменты, обеспечивающие их реализацию.

В качестве ориентиров следует исходить из поэтапного формирования интегрированного сообщества, опирающегося на единое рыночное пространство, создание равных возможностей и гарантий для всех стран-участниц, обеспечение бесприпятственного перемещения их товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Осуществление этих целей должно обеспечиваться путем всесторонней координации национальных экономических политик, включая гармонизацию хозяйственных законодательств, совместной разработки и реализации проектов, представляющих взаимный интерес; образование таможенного и валютного союзов.

Представляется необходимым более предметно определить задачи начального этапа, а также меры, направленные на их решение. По существу предстоит наметить совместную программу действий, которые помогли бы преодолеть экономический спад, осуществить рыночные реформы, восстановить хозяйственные, особенно кооперационные связи партнеров.

На этом этапе необходима системная работа по согласованию экономических политик и в первую очередь акций, которые связаны с реформированием экономик и структурными преобразованиями. Экономический союз подразумевает создание в государствах-участниках однородного экономи ческого пространства, что обеспечивается проведением общей экономической политики, согласованной стратегии осуществления экономических реформ и темпов их реализации. Переход к единой стратегии хозяйственных реформ и темпов их проведения определяется, безусловно, российской политикой, хотя по отдельным вопросам здесь потребуются и компромиссы.

Резумеется, нужно с самого начала отменить, или хотя бы существенно снизить, таможенные тарифы и нетарифные ограничения на поставки продукции из стран, вошедших в экономический союз, установить для них преференциальный режим торговли и хозяйственной деятельности, как это допускается правилами ГАТТ для зон свободной торговли и таможенных союзов. Но чтобы такой режим был взаимовыгодным, следует обеспечить выравнивание реальных условий хозяйствования в странах-партнерах. Потребуется перейти к согласованию политики цен и налогов, устраняющей спекулятивные перетоки товаров, создать условия для добросовестной конкуренции. Одновременно необходима разработка общих принципов внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, чтобы ввести единую систему тарифного и нетарифного регулирования торговли с ними, установить согласованный порядок порядок контроля за реэкспортом товаров и применение штрафных санкций.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

АРНО (Arnauld) Антуан (1612-94) , "Великий Арно", французский богослов и философ, священник (с 1641). Руководил янсенистской общиной Пор-Рояля, в полемике с иезуитами отстаивал идеи янсенизма. Автор "Логики" (совместно с П. Николем) и "Общей и рациональной грамматики" (совместно с К. Лансло).

ЖИРОБАНКИ , в 16-17 вв. банки, проводившие безналичные расчеты между определенным кругом лиц, занимавшихся торговой деятельностью.

ЕГИПЕТ (араб . Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль-Арабия), государство на северо-востоке Африки и на Синайском п-ове в Азии. 1001,4 тыс. км2. Население 57 млн. человек (1993); 98% египтяне (арабы египетские), а также нубийцы, берберы и др. Городское население 43,9% (1986). Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам (суннитского толка), ок. 10% населения - христиане (копты). Административно-территориальное деление: 26 мухафаз (губернаторств). Столица - Каир. Глава государства - президент. Законодательный орган - однопалатное Народное собрание. На севере омывается водами Средиземного м., на востоке - Красного м. Ок. 96% всей территории - пустынные районы, 3% - дельта и долина р. Нил. Климат на севере субтропический, на остальной территории - тропический пустынный. Средние температуры января от 11-12 °С на севере до 15-16 °С на юге, июля соответственно 25-26 °С и 30-34 °С. Осадков в год менее 100 мм на большей части территории, 200-400 мм на севере. Единственная река - Нил. Крупные запасы подземных вод. Щебнистые и песчаные пустыни. В долине и дельте Нила - культурная растительность. Резерват Вади-Ришраш. Историю Египта до завоевания его Римом (30 год до н. э.) см. в ст. Египет Древний. До 395 провинция Рима. В 395-639 провинция Византии. После перехода Египта под власть арабов (639-642) в стране распространился ислам; высокого уровня достигла культура, развивавшаяся на арабском языке. Экономическое и политическое значение Египта возросло при Фатимидах. В 1171-1250 находился под властью Айюбидов, в 1250-1517 - мамлюкских султанов, правление которых - апогей военного и политического могущества Египта в средние века. В 1517 вошел в состав Османской империи. Фактически с 18 в. в Египте правили мамлюкские эмиры (1711-98), затем паши (с 1867 - хедивы) из династии Мухаммеда Али. В 1882 после подавления национально-освободительного движения 1879-82 оккупирован Великобританией, которая в 1914 установила над Египтом протекторат. В результате подъема национально-освободительного движения 1919-21 протекторат упразднен, и Египет провозглашен (1922) независимым королевством. Однако в стране оставались английские войска, экономика контролировалась Великобританией. В результате июльской революции 1952 в 1956 из Египта были выведены английские войска, национализирован Суэцкий канал. В июне 1953 Египет провозглашен республикой. В 1956 Египет отразил англо-франко-израильскую агрессию. В 1958 Египет вместе с Сирией образовал Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Это название сохранял и после выхода из ОАР в 1961 Сирии; с сентября 1971 Египет официально называется Арабской Республикой Египет (АРЕ). Правительство президента Насера осуществило ряд социально-экономических реформ (аграрная, национализация банков, промышленности и т. д.). После смерти Насера (1970) стали укрепляться позиции египетского частного капитала. В 1976 президент АРЕ А. Садат (1970-81) денонсировал советско-египетский договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный в 1971. В 1967 Израиль оккупировал Синайский п-ов вплоть до Суэцкого канала (частично освобожден после военных действий в октябре 1973; израильские войска выведены в 1982). В 1979 Египет подписал под эгидой США израильско-египетский мирный договор. Объявленное в 1981 чрезвычайное положение регулярно продлевается, что связывается с деятельностью исламских фундаменталистов. Египет - аграрно-индустриальная страна. Доля в ВВП (1989, %): промышленность 20,7, сельское хозяйство 19,7. Главная экспортная сельскохозяйственная культура - длинноволокнистый хлопчатник. Возделывают рис, кукурузу, пшеницу, сахарный тростник и др. Животноводство: крупный рогатый скот, козы, овцы; птицеводство. Рыболовство. Производство электроэнергии 40,5 млрд. кВт·ч (1991). Добыча нефти, фосфатов, железной руды и др. Текстильная (производство хлопчатобумажных тканей), швейная, пищевкусовая промышленность. Черная и цветная металлургия, машиностроение. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, производство минеральных удобрений. Длина (1991, тыс. км) железных дорог 8,8, автодорог 48,8. Тоннаж морского торгового флота 1,68 млн. т дедвейт. Главные порты: Александрия, Порт-Саид, Суэц. Экспорт: нефть и нефтепродукты (ок. 60% стоимости), хлопок и хлопчатобумажная пряжа, продовольственные и промышленные товары. Основные внешнеторговые партнеры: США, Франция, Германия, Япония. Денежная единица - египетский фунт.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru