Свет и тени Хрущевских реформ
Свет и тени Хрущевских реформ
Страница 15

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в том обществе, где Библия изучается глубоко (настолько, что начинает определять менталитет людей), там наиболее вероятно установление и укрепление института частной собственности и функционирование экономики на ее основе; там же, где Библию не знают, более вероятно установление экономической системы, не базирующейся на частной собственности, и, кроме того, в таком обществе легче прививаются различные философские теории, провозглашающие этот институт вредным.

Страны, где наиболее получили развитие институт частной собственности и соответствующая экономическая система (кстати, именно их обычно называют развитыми и цивилизованными), характерны тем, что во время европейской Реформации 16 - 17 веков в них утвердился протестантизм - направление в христианстве, делающее гораздо больший упор на изучение Библии, нежели остальные два - православие и католичество.

Поэтому в странах, где в результате Реформации победил протестантизм, у людей стало складываться, так сказать, "библейское мировоззрение", и, уже как следствие этого, стали формироваться общественно-политические и экономические структуры, соответствующие ему. По этой причине и институт частной собственности получил наибольшее развитие именно в этих странах.

На взаимосвязь "капитализма" и протестантизма обращал внимание известный историк и философ Макс Вебер. Однако, на мой взгляд, его подход был несколько поверхностным. Он считал, что просто некоторые "элементы" протестантизма способствовали развитию капитализма (вроде того, что кальвинизм "учит" бережливости, накоплению и вкладыванию денег в прибыльные дела и т.п.).

На самом деле все гораздо глубже. Дело не в том, что какие-то элементы протестантизма способствовали развитию "капитализма". Правильнее сказать, что протестантизм стимулировал более внимательное отношение людей к Священному Писанию, что привело к формированию в этих странах у людей библейского менталитета, и уже в результате этого складывались те экономические, социальные и общественно-политические структуры, которые затем разными горе-философами вроде К. Маркса и были названы "капитализмом".

Замечено, что рыночной экономике, основанной на частной собственности, как правило, сопутствует демократическая система государства. Это породило мнение у наших реформаторов, что экономическая система зависит от политической. Именно исходя из этой точки зрения, М. Горбачев не стал дожидаться плодов проводимой им экономической реформы (вспомним "закон о кооперации", об ИТД и т.д.), а быстро перешел к реформе политической системы в 1988 - 1989 гг., очевидно, полагая, что одна реформа "подстегнет" другую. Китайцы, однако, прекрасно продемонстрировали, что экономическая система весьма мало зависит от политической, а, скорее зависит от конкретной воли политиков: они сохранили власть компартии, но при этом увеличили долю частной собственности в экономике страны. Это лишний раз подтверждает, что любая "система" не является чем-то независимо или "объективно" разви- вающимся, а зависит от конкретной воли людей.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

МОРАЛИТЕ , жанр западноевропейского театра 15-16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.).

ЭЛЕКТРОВОЗ , локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание через токоприемник от контактной сети. Различают электровозы на постоянном и переменном токе. В России скорость магистральных пассажирских электровозов до 200 км/ч, грузовых - до 110 км/ч. Существуют электровозы, работающие от сети и аккумуляторов.

МИТТЕРАН (Mitterand) Франсуа (1916-96) , президент Франции в 1981-95. 1-й секретарь французской Социалистической партии в 1971-81. В 1965-68 лидер Федерации демократических и социалистических левых сил.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru