Свет и тени Хрущевских реформ
Свет и тени Хрущевских реформ
Страница 19

И именно все это мы и можем наблюдать в России, особенно за последние два века. Как только реформаторы (вспомним Александра II) слегка отпускали государственную "узду", народ, вместо того, чтобы воспользоваться на благо себе предоставляемой ему свободой, начинал "бурлить", рождать революционеров, терроризировать государственных деятелей, - и отнюдь не становился достойнее и цивилизованнее. Кончалось это, как правило, так называемой "реакцией", - когда государству приходилось снова усиливать режим вмешательства в дела общества. Когда же Николай II отрекся от престола и к власти пришли либералы, давшие обществу экономические и политические свободы, то . почему-то, например, крестьяне воспользовались неожиданной свободой следующим образом: вместо того, чтобы работать теперь на себя, для блага своих семей и жить достойнее и лучше, они бросились громить и жечь помещичьи усадьбы! В стране начался невообразимый развал, суды не работали, исполнительная власть была парализована, и остановить этот беспредел смогла, к сожалению, лишь группировка, которая исповедовала марксистскую философию, - что и привело к такому большому кровопролитию.

Но есть ли вообще выход, есть ли какой-либо способ "избавления" от тоталитарности или авторитарности государства? Конечно, есть, но, чтобы его определить, нужно, как советовал Козьма Прутков, "зрить в корень".

Ведь, как мы уяснили, авторитарность государства есть следствие наличия зла в обществе. Причина - зло в обществе, следствие - авторитаризм государства. Чтобы не было следствия, нужно, чтобы не было породившей его причины. Если удастся каким-то образом уменьшить количество зла в обществе, то государству уже не будет необходимости в такой степени вмешиваться в дела общества, и тем самым возникнет объективная предпосылка для уменьшения степени его деспотичности, что, собственно говоря, мы и хотим.

Но в каком случае люди в масштабах страны могут перестать делать зло, или, по крайней мере, меньше его делать? Известно с незапамятных времен, что человек перестает делать зло только в двух случаях: либо, когда он боится наказания от людей (от государства), либо, когда он "боится Бога". Однако, первый вариант - это как раз и есть "равновесие" между авторитарным государством и стремящимся делать зло человеком. Нас же интересует вариант, когда человек сам, добровольно, исходя, так сказать, из своих убеждений, отказывается делать зло, - вследствие чего необходимость во вмешательстве в его дела отпадает сама собой, - а это возможно как раз только при втором варианте, - когда он перестает делать зло, потому что верит в Бога, который, как известно, за зло наказывает. Причем, Бог, в отличие от самого-самого тоталитарного государства, "всевидящ" - поэтому, когда люди начинают верить в Него, они перестают делать зло в самых разных сферах деятельности - тем самым предоставляя все большие возможности для развития свободы и демократии в государстве. И, наоборот, "если Бога нет, то все позволено" (по выражению Достоевского), то есть неверующий человек будет стремиться делать зло в тех областях, которые государство еще не контролирует и этим будет как бы "вынуждать" его вмешиваться в данные области; иначе говоря, он будет все время способствовать росту авторитарности государства.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ВСЕСОЮЗНАЯ СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ , ведущее художественно-промышленное предприятие фирмы "Мелодия" в Москве. Основано в 1957 (с 1919 - отделение "Советская пластинка" при Центропечати). Ежегодно производит 1 тыс. новых записей. В фонотеке ок. 50 тыс. названий. В 1991 на ее базе основано творческое производственное предприятие "Русский диск".

ШАЙХЕТ Аркадий Самойлович (1898-1959) , мастер фотоискусства. Один из основоположников советского фоторепортажа. Сотрудник журналов "СССР на стройке", "Огонек" и др. Много снимал на фронтах Великой Отечественной войны.

ЛАББОК (Lubbock) , город на юге США, шт. Техас. 186 тыс. жителей (1990, с пригородами 227 тыс. жителей). Машиностроение, пищевая, хлопкоочистительная, кожевенная промышленность. Университет.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru