Свет и тени Хрущевских реформ
Свет и тени Хрущевских реформ
Страница 17

Итак, согласно библейскому учению, главная функция государства, это - борьба со злом в обществе. В этом его главный смысл, и именно для этого оно, собственно, и существует.

В каких же случаях и почему одни государства становятся деспотичными и тоталитарными, как на Востоке или у нас во времена Сталина или Ивана Грозного, а другие - демократическими, где население имеет гражданские и политические свободы?

Термин "тоталитарное государство" означает такое государство, которое вмешивается во все сферы человеческой деятельности, то есть происходит как бы "всеобщее", "тотальное" проникновение государства в жизнь людей, вплоть до их частной жизни, не говоря уж о политике или экономике. Демократическое государство подразумевает довольно ограниченное вмешательство в дела людей. А понятие "деспотия" или "авторитаризм" означает нечто промежуточное между демократией и тоталитаризмом.

Как видим, все эти термины, по сути, просто означают различные степени вмешательства государства в дела общества. Когда государство мало вмешивается в дела людей - это называется демократией и свободой. Когда много - деспотией. А если оно начинает контролировать абсолютно все сферы человеческой деятельности - это тоталитаризм.

И вот какой вопрос постоянно волнует философов и политиков: как "сделать" деспотическое или тоталитарное государство демократическим, свободным; как от тоталитаризма "перейти" к демократии?

При ответе на этот вопрос, к сожалению, забывают, что государство становится демократическим, деспотическим или тоталитарным не само по себе, не от того, что "ему так хочется". Для вмешательства государства в дела людей есть две взаимосвязанные между собой причины.

Совершенно очевидно, что одна из причин вмешательства государства в какую-либо область человеческой деятельности - это наличие зла в данной области. И поэтому государство как орудие борьбы со злом вынуждено вмешиваться в нее, ибо оно, собственно говоря, для того и существует - согласно заповеди, данной Богом Ною. Поэтому, чем больше в разных областях человеческой деятельности делается зла, тем, естественно, и в большей степени в эти области приходится вмешиваться государству. Но большая степень вмешательства - это и есть, по определению, большая степень деспотизма или авторитарности: таким образом государство и делается более деспотическим, а затем и тоталитарным. Поэтому, чем более люди злы и чем больше они делают зла, тем, естественно, более деспотичным будет и их государство. Можно даже сформулировать такой закон: степень деспотичности государства пропорциональна количеству зла в обществе. И, наоборот, степень свободы и демократичности обратно пропорциональна количеству зла, делаемому людьми.

Существует еще один момент, который показывает взаимосвязь зла в обществе и деспотизма государства. Когда наши историки ужасаются зверствами НКВД во время сталинского периода или разбою опричников при Иване Грозном, то они совершенно правы, что все это ужасно. Однако при этом почему-то забывается одна деталь: государство состоит и функционирует из таких же людей, что и общество. Если люди в обществе злы и делают зло, то наивно было бы ожидать, что те из них, кто получает власть и различные полномочия по отношению к другим людям, вдруг окажутся ангелами.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

ПЕРЕДНЕАЗИАТСКИЕ НАГОРЬЯ , в Азии, к западу от Памира. Св. 3,5 млн. км2. Включают Малоазиатское, Армянское, Иранское нагорья.

ДУРАНГО , город в центральной части Мексики, адм. ц. штата Дуранго. 348 тыс. жителей (1990). Центр горнодобывающего района. Металлургическая, текстильная, кожевенная, пищевая промышленность. Университет. Основан в 1563.

"ЖИРНЫЙ НАРОД" ("жирные" пополаны) , распространенное в средневековой Италии наименование прослойки богатых горожан итальянских городов-коммун 13-15 вв.



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru