Эволюция государственного и политического строя России
Эволюция государственного и политического строя России
Страница 12

Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности. Стремительными темпами росли добывающая и тяжелая промышленность. Появлялось все больше крупных предприятий. Добыча угля в 1861—1881 гг. увеличилась в 9 раз (до 213 млн. пудов), нефти — в 200 раз (до 40, 4 млн. пудов), выплавка стали — почти в 2 раза, чугуна — в 1,5 раза. Быстро росла добыча угля в Донбассе, нефти — в Баку, железной руды — в Кривом Роге. Донецкий уголь и криворожская руда стали базой развития металлургического производства на юге России.

Шел процесс концентрации производства, увеличение количества производств с большим числом рабочих. В 1879 г. в России было уже 81 крупное предприятие (свыше 1000 рабочих), или вдвое больше, чем в 1866 г.

В 60—70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и Петербург. В Центральном районе и в южных губерниях продолжало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Продукция машиностроения возросла в 3 раза.

Во второй половине XIX в. в промышленном производстве России чередовались периоды спада и подъема. Спад производства был отмечен в начале 60-х и в 1873—1875 гг.

Транспорт.

Особое значение для экономики страны имело строительство железных дорог, в котором в 60—80-х годах преобладало частное строительство. Они связали отдаленные регионы, повысили спрос на продукцию угольной, металлургической, машиностроительной промышленности. С 1861 по 1881 г. протяженность железных дорог России выросла с 1,6 до 23,1 тыс. км. Железные Дороги связали Москву с Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др. Началось строительство дорог на Урале (Пермь — Екатеринбург). Новые линии связывали сельскохозяйственные и промышленные районы между собой и с портами (Одессой, Ригой). Количество пароходов за 1860—1881 гг. увеличилось в 3 раза и достигло 1200. Основная их часть была сосредоточена в Волжском бассейне.

Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В товарные отношения активно включились окраины. Чостепенно падало значение ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри страны. В 1876—1880 гг. железнодорожные перевозки хлеба составляли в среднем ежегодн 120,5 млн.пудов.

Развивался и внешний рынок. Хлеб становился главной статьей русского экспорта. За пореформенное тридцатилетие его вывоз возрос в 5 раз. Промышленные товары составляли около 25% экспорта. В импорте 60-х годов первое место занимает хлопок-сырец, постепенно его обгоняет импорт машин. В 60-е годы стоимость импорта примерно равнялась стоимости экспорта, но постепенно экспорт начинает превышать импорт.

Финансовая политика.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительньк казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.

Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали недовольство дворян-помещиков. Перед правительством остро встала задача проведения преобразований в системе финансов.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

МЕМФИС (Memphis) , город на юге США, шт. Теннесси. 610 тыс. жителей (1990, с пригородами 935 тыс. жителей). Пищевая, химическая, деревообрабатывающая, металлообрабатывающая промышленность. Университет.

БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (1921-1995) , космонавт. Летчик-космонавт СССР (1968), генерал-лейтенант авиации (1977), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), кандидат психологических наук, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Полет на "Союзе-3" (октябрь 1968). Начальник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина в 1972-87. Государственная премия СССР (1981).

КАМЧАТСКИЙ БОБР , то же, что калан.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru