Эволюция государственного и политического строя России
Эволюция государственного и политического строя России
Страница 11

После реформы помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали распродавать ее. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. В 1862—1882 гг. они приобрели 6 млн. десятин частных земель. Широко применялась сдача крестьянам земли за отработки. Только за 1861—1877 гг. помещичье землевладение уменьшилось с 87 до 73 млн. десятин.

Зажиточные крестьяне также нанимали работников, применяли технику, улучшали качество продукции.

В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Запашка земли с 1860 по 1881 г. возросла на 14% и достигла 94 млн. десятин. Накануне реформы товарного хлеба было не более 5% от чистого сбора, в конце 70-х годов — уже II—13% Возросло поголовье скота.

Крестьянская реформа стимулировала и развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства высвободил рабочие руки и созал спрос на промышленную продукцию.

Промышленность финансировалась как частными лицами (торговые прибыли, выкупные платежи, доходы от аренды земли так и государством (ссуды, заказы). Для кредитования создавались акционерные банки (39—в 1873 г.), общества взаимного кредита" городские (общественные) банки (232). Общая сумма вкладов Го-сударственного и акционерных банков за 15 лет увеличилась почти в 4 раза и достигла в 1879-г. 1 млрд. руб. С 1860 по 1880 г. в 10 раз (с 9,7 до 97 млн. руб.) увеличился приток капитала в российские акционерные общества. Иностранные капиталовложения — из Англии, Франции, Германии, Бельгии в основном делались в тяжелую промышленность.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

МАХМУД ГАЗНЕВИ (970-1030) , правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Сев. Индию.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до нач . 20 в. назывался Северо-восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне "Сибиряков". В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.

ЕРМЕНТАУ , город (с 1965) в Казахстане, Акмолинская обл. Железнодорожная станция. 16 тыс. жителей (1991). Маслозавод; производство стройматериалов.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru