Наделы.
Наделение крестьян землей и взаимоотношения помещика с крестьянским миром (общиной) регламентировали «Положения» и уставные грамоты . Помещики сохранили право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством».
Для удовлетворения требований всех категорий дворянства Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась «добровольная» сделка между помещиком и крестьянами.
В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересы помещиков.
Если размеры крестьянских наделов до реформы превышали высшую норму земли в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждали в пользу помещика. Так образовались отрезки земли, отобранные у крестьян и переданные помещикам по реформе 1861 г. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10 %. В целом же по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем у них было до реформы.
В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было совершенно недостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства. Реформа 1861 г. обрекала крестьян на малоземелье, способствовала дальнейшему разорению и обнищанию русской деревни.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ) РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА , пространственная форма общественного разделения труда, выражающаяся в специализации отдельных районов и стран на производстве определенных видов продукции.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС , совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различные исторические эпохи.
"ЕРМАК" , первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды (Россия). Название по имени Ермака. Водоизмещение 8730 т. Построен в 1899 по идее и под руководством С. О. Макарова. Совершил первое плавание в Арктику (1899; командир Макаров), достигнув 81 °28' с. ш. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918, в работах по эвакуации станции "Северный полюс-1" (1938), в проводке судов через льды на Балтике (1941-45). В эксплуатации до 1963.