Эволюция государственного и политического строя России
Эволюция государственного и политического строя России
Страница 3

Наделы.

Наделение крестьян землей и взаимоотношения помещика с крестьянским миром (общиной) регламентировали «Положения» и уставные грамоты . Помещики сохранили право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством».

Для удовлетворения требований всех категорий дворянства Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась «добровольная» сделка между помещиком и крестьянами.

В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересы помещиков.

Если размеры крестьянских наделов до реформы превышали высшую норму земли в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждали в пользу помещика. Так образовались отрезки земли, отобранные у крестьян и переданные помещикам по реформе 1861 г. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10 %. В целом же по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем у них было до реформы.

В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было совершенно недостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства. Реформа 1861 г. обрекала крестьян на малоземелье, способствовала дальнейшему разорению и обнищанию русской деревни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ЧУЙКОВ Иван Семенович (р . 1935), российский художник. Сын С. А. Чуйкова. Один из значительных мастеров московского "неофициального искусства". Для него типичны яркие, красочные образы в духе поп-арта с элементами сюрреализма: картины или трехмерные коробки с мотивами причудливо трансформирующихся пейзажных пространств.

УНДЕР (наст . имя и фам. Марие Адсон, Adson) (1883-1980), эстонская поэтесса. Сборники лирики "Сонеты" (1917), "Предцветие" (1918), "Под небом пустым" (1930), "Искры в пепле" (1954) отмечены напряженной эмоциональностью, пластичной образностью, слиянием литературных и фольклорных традиций, с 1944 в Швеции.

БУТИЛАЦЕТАТЫ , бутиловые эфиры уксусной кислоты. Наибольшее значение имеют бутилацетат CH3COO(CH2)3CH3 (tкип 126 °С) и изобутилацетат CH3COOCH2CH(CH3)2 (tкип 116,5 °С). Растворители в производстве лакокрасочных материалов, напр. нитроцеллюлозных, алкидных, хлоркаучуковых.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru