Закон определял сферу юрисдикции мировых судов следующим образом: им были подсудны "дела о менее важных преступлениях и проститутках", для которых предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 годи, денежные взыскания на сумму свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой па мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатми. На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой маказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ".
В ходе разработки этого института возникла дилемма: какой системы придерживаться — английской или континентальной? В первом случае присяжные в своем вердикте должны были отвечать на вопрос: "Совершил ли подсудимый данное преступление?", во втором -"Виновен ли подсудимый?" Российская практика пошла по второму пути.
Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными лишь в случае, если суд единогласно признает, что "решением присяжных, осужден невинный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших предварительное расследование преступлений под надзором прокуратуры на закрепленных за ними участках.
МАМОНТОВ Савва Иванович (1841-1918) , российский промышленник и меценат. Из купцов. Акционер железнодорожного и промышленного обществ; разорился в 1899. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. В 1870-90 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни. При его содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. В 1885 основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (действовала до 1904).
ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881-1972) , русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью ("Аграфена", 1908; "Голубая звезда", 1918); в романе "Дальний край" (1913) искания интеллигенции на фоне Революции 1905-07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний "Москва" (1939), художественные биографии русских писателей, "житийные портреты" (в т. ч. "Преподобный Сергий Радонежский", 1925).
РАВЕЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937) , французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки и др.) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 в. Опера "Испанский час" (1907), опера-балет "Дитя и волшебство" (1925); балет "Дафнис и Хлоя" (1912); "Испанская рапсодия" (1907), "Болеро" (1928) для оркестра, концертная фантазия "Цыганка" для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. "Игра воды" (1901), цикл "Отражения" (1905) и др. Оркестровал "Картинки с выставки" М. П. Мусоргского (1922).