Выкуп.
Крестьяне подверглись грабежу не только при определении размеров надела, но и при назначении цены за землю. Рыночная стоимость всей полученной крестьянами земли составляла 544 млн. руб. Но крестьяне должны были заплатить гораздо больше. Стоимость земли повсеместно повышалась. Выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк и дающему 6 % дохода в год, равных прежнему оброку крепостных крестьян. Фактически крестьяне должны были заплатить 867 млн. руб., т. е. в 1,5 раза больше рыночной стоимости земли.
Поскольку у крестьян не было суммы, необходимой для выкупа земли, и для того чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80 % стоимости надела. Остальные 20 % крестьянин платил помещику сам. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству с начислением 6 % годовых. К 1907 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. руб., т. е. в 4 раза больше рыночной стоимости земли в 1861 г. «Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом, рядом насилий и сплошным надругательством».
Фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личную свободу, за волю. Крестьянин становился свободным только после выплаты 20 % стоимости надела. До этого он оставался «временнообязанным» помещику, т. е. должен был выполнять все прежние повинности. Однако новые повинности и поборы помещик вводить не мог. Через 20 лет еще 15 % крестьян оставались временнообязанными, так как у них не было денег для совершения выкупной сделки. В 1881 г. был издан закон о ликвидации с 1883 г. временнообязанного состояния — все крестьяне должны были выкупить надел.
Правительство понимало, что в ответ на грабеж вновь вспыхнет крестьянское движение. Недаром обнародование Манифесте и «Положений» было отложено до 5 марта 1861 г., а в столицу стянуты войска. После публикации этих документов во многих губерниях (Казанской, Пензенской и др. ) пронеслись слухи о том, что помещики скрыли настоящую волю. Поднялась волна крестьянских выступлений. Так, в 1861 г. их было более тысячи, в 1862 г.— 400, в 1863 г.— 386. Для их подавления царизм неоднократно использовал войска. Только после этого правительство сочло возможным провести реформу среди государственных и удельных крестьян и начало «освобождать» крестьян в национальных районах (на Кавказе, например, у крестьян отрезали 40 % земли, а повинности в пользу помещика удвоились). отмена крепостного права в национальных окраинах сопровождалась еще большим грабежом крестьян, чем в центре.[2]
Судебная реформа 1864 г.
Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для крестьян, горожан, дворян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы - губернские правления, органы полиции и др. Закон не устанавливал для судей образовательного ценза и в судах первой инстанции малограмотные судьи составляли большинство членов.
Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные учреждения; следствие и исполнение приговора предоставлялось органам полиции, которая, кроме того, могла принимать на себя и судебные функции по "маловажным" делам. По словам А.Ф.Кони, "следствие было в грубых и нечистых руках, а между тем составляло не - только фундамент, но в сущности единственный .материал для суждения о деле", так суд получая дело, знакомился с ним по материалам, подготовленным полицией.
БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ М . В., см. Петрашевский М. В.
ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН-ФАРЖО (Le Peletier de Saint-Fargeau) Луи Мишель (1760-1793) , деятель Великой французской революции, якобинец. Автор проекта (1793) введения единого всеобщего бесплатного образования детей (в значительной мере за счет специального налога, главным образом на богатых). Член Конвента. Смертельно ранен роялистом.
ИУСТИН Философ и Мученик (ок . 100 - ок. 166), один из первых христианских писателей-апологетов, отец Церкви. Казнен в Риме, где руководил христианской школой. Автор двух апологий "в защиту христиан" (150 и 162) и философско-богословского "Разговора с Трифоном иудеем"; попытался использовать наследие греческой философии для раскрытия христианского вероучения. Память 1 июня.