В этой связи представляется необходимым выявить те черты, которые наиболее сильно влияют на невысокую эффективность государственного управления и, которые могут усугубить то кризисное положение, сложившееся в России.
1. В сентябре 1997 г., выступая на первом заседании осенней сессии Совета Федерации, Президент РФ Б.Н. Ельцин сделал весьма важное заявление о необходимости "нового экономического порядка", в соответствии с которым механизм рынка и госу-дарственное регулирование работали бы слаженно. К сожалению, однако, 6 лет понадобилось для того, чтобы убедиться в не-эффективности разрушительных мер и сделать очевидно вытека-ющий из истории нашей страны и развитых капиталистических стран вывод: " .надо повышать роль государства в экономике . От политики невмешательства решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств. Это . возвращение государства к продуманной экономической стратегии. Теперь именно оно начинает определять основные направления экономической деятельности".(29) Хотя декларируемые намерения в 1997году не привели к реальным действиям, тем не менее время показало правоту данного суждения и необходимость действий в данном направлении, но увы, в нашей действительности понимание, как правило приходит после.
2. Часто продолжающаяся конфронтация представительной и исполнительной властей на всех уровнях. Нередко разногласия между исполнительными и законодательными органами приходится решать в Конституционном суде РФ и в местных органах судебной власти. Здесь следует отметить многочисленное использование пра-ва вето президентом, что свидетельствует о разном понимании пути эффективного развития государственного управления, а, следовате-льно, и развития государства в целом.
3. Все чаще всплывает вопрос о взаимоотношениях центра и субьектов федерации, их пересмотра. Принятие Конституции РФ 1993 г. и подписание договоров между РФ и субъектами Федерации во многом ослабили внутриполитическую напряженность в сфере федерализма. Однако подписание их шло без согласия других субъ-ектов Федерации, без учета их интересов, при недостаточной разра-ботанности принципов разграничения полномочий и предметов ве-
ГЕРИРУД , название р. Теджен на территории Афганистана и Ирана.
ЖАМОЙДА Александр Иванович (р . 1921), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по стратиграфии, палеонтологии, региональной геологии.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз , Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818-1823). Св. 50 членов. Программа: освобождение крестьян, создание федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.