Оценивая в общем реальную роль парламента и традиционно присваемое ему верховенство, нельзя не видеть, что "разделение властей в конституции" и "разделение властей в жизни" далеко не совпадают.
Мировой опыт показывает, что и в парламентарных и в президентских республиках в последние десятилетия наблюдается одна тенденция во взаимоотношениях парламентов и правительств - резкий крен в сторону централизации власти, возрастание роли исполнительной власти за счет прерогатив парламента.
Постоянные политические трения между исполнительной и законодательной ветвями власти, преобладание какой-либо из них сделали неизбежным вмешательство третьей - судебной, как высшей аппеляционной инстанции.
На органы конституционного контроля возлагается задача надзора за соблюдением основного закона в стране, обеспечение стабильности правопорядка и правовых устоев государства. Будучи окончательной аппеляционной инстанцией, органы конституционного надзора, играют роль важного противовеса во всей системе разделения властей, обеспечивая стабильность правопорядка и правовых устоев государства.
Теория разделения властей в настоящее время подвергается пересмотру.[27] Она с ее идеей определенных задач имманентно присущих конкретным органам государства, все чаще уступает место теории государственных функций. При этом в число функций, наряду с законодательством, управлением и правосудием, попадают также организация финансов, планирование, публичная служба, защита государства, внешние отношения. По этой новой теории большую часть этих функций осуществляет правительственные учреждения.
Тем не менее, сама идея разделения властей и четкого определения их функций, лежащая в основе концепции правового государства, никак не может игнорироваться обществом, только выбирающим путь демократии. Не осуществив этот принцип на практике, невозможно положить конец тоталитарному прошлому.
"Разделение властей - это достижение общественного прогресса и политико-правовой мысли, имеющее общедемократическое значение".[28]
§ 2. Президент в системе разделения властей.
Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президенства в различных политических системах.
Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.
ОТТО (Otto) Николаус Август (1832-91) , немецкий конструктор. Создал (1876) 4-тактный газовый двигатель внутреннего сгорания.
РЯЗАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО , древнерусское, по средней Оке, удел Черниговского княжества, самостоятельное с 1129. Опустошено монголо-татарами в 1237. Во 2-й пол. 14 в. вступило в борьбу с Московским великим княжеством. Попало в зависимость от него в 15 в. С 1521 в Русском государстве.
ЯБЛОЧНАЯ КИСЛОТА (НООС-СНОН-СН2-CООН) , бесцветные гигроскопичные кристаллы, tпл 100 °С; содержится, напр., в яблоках, листьях махорки и хлопчатника. Применяется в пищевой промышленности, в синтезе урацила и др. Соли и эфиры яблочной кислоты называются малатами.