Формы государства
Формы государства
Страница 14

Оценивая в общем реальную роль парламента и традиционно присваемое ему верховенство, нельзя не видеть, что "разделение властей в конституции" и "разделение властей в жизни" далеко не совпадают.

Мировой опыт показывает, что и в парламентарных и в президентских республиках в последние десятилетия наблюдается одна тенденция во взаимоотношениях парламентов и правительств - резкий крен в сторону централизации власти, возрастание роли исполнительной власти за счет прерогатив парламента.

Постоянные политические трения между исполнительной и законодательной ветвями власти, преобладание какой-либо из них сделали неизбежным вмешательство третьей - судебной, как высшей аппеляционной инстанции.

На органы конституционного контроля возлагается задача надзора за соблюдением основного закона в стране, обеспечение стабильности правопорядка и правовых устоев государства. Будучи окончательной аппеляционной инстанцией, органы конституционного надзора, играют роль важного противовеса во всей системе разделения властей, обеспечивая стабильность правопорядка и правовых устоев государства.

Теория разделения властей в настоящее время подвергается пересмотру.[27] Она с ее идеей определенных задач имманентно присущих конкретным органам государства, все чаще уступает место теории государственных функций. При этом в число функций, наряду с законодательством, управлением и правосудием, попадают также организация финансов, планирование, публичная служба, защита государства, внешние отношения. По этой новой теории большую часть этих функций осуществляет правительственные учреждения.

Тем не менее, сама идея разделения властей и четкого определения их функций, лежащая в основе концепции правового государства, никак не может игнорироваться обществом, только выбирающим путь демократии. Не осуществив этот принцип на практике, невозможно положить конец тоталитарному прошлому.

"Разделение властей - это достижение общественного прогресса и политико-правовой мысли, имеющее общедемократическое значение".[28]

§ 2. Президент в системе разделения властей.

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президенства в различных политических системах.

Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ЕРЕВАНСКОЕ ХАНСТВО (Эриванское ханство) , государство в Вост. Армении в 1604-1828. В национально-освободительной борьбе против Ирана опиралось на Грузию, затем на Россию. По Туркманчайскому договору 1828 вошло в состав Российской империи.

БАРАЕВ Александр Иванович (1908-85) , российский агроном, академик ВАСХНИЛ (1966), Герой Социалистического Труда (1980). Труды по почвозащитным системам земледелия для зон ветровой эрозии почв. Ленинская премия (1972).

ВИДАЛЬ (Widal) Фернан (1862-1929) , французский терапевт и инфекционист. Установил роль стрептококка при септических послеродовых осложнениях; разработал серологический метод диагностики брюшного тифа (реакция Видаля), показал различие между анафилаксией и идиосинкразией; один из основоположников функционального направления в нефрологии.



Copyright © 2020 www.politicaledu.ru