По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.
Глава II. Парламентаризм и разделение властей в устройстве государства.
§ 1. Принцип разделения властей.
Наиболее остро для процесса формирования российской государственности стоит проблема разделения властей. Решение ее определенным образом "формирует факторы либо стабилизирующего, либо деструктивного характера для самого аппарата государства, а, следовательно, и для эффективности реализации его роли во внешних и внутренних функциях".[18]
Разделение властей как способ организации государственной власти и принцип ее функционирования провозглашено ст. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.[19] Организационное оформление этого принципа началось с формирования постоянно действующего законодательного органа - Верховного Совета РСФСР - в 1989 году, избрания первого Президента России как главы исполнительной власти 12 июня 1991 г., и завершилось принятием 12 июня 1991 г. Закона о Конституционном Суде и избранием судей Конституционного Суда в октябре 1991 г.
"Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостоянием всех ветвей государственной власти".[20]
Логика построения новой Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны.
ЛЕНСКИЙ Ю ., см. Лещиньский Ю.
ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА , философия "здравого смысла" (понимаемого как интуитивная способность ума, совокупность врожденных принципов, "заложенных" в умах людей Богом); возникла и получила распространение в 60-80-х гг. 18 в. в шотландских университетах. Основатель - Т. Рид, виднейшие представители - Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт. Сформировалась в полемике со скептицизмом Д. Юма и французским материализмом.
УДЖДА , город на северо-востоке Марокко, административный центр пров. Уджда. 260 тыс. жителей (1982). Химическая, металлообрабатывающая, цементная, пищевкусовая, деревообрабатывающая промышленность. В районе Уджда - добыча каменного угля, свинцово-цинковых руд.