В печати и в научных работах часто употребляются такие выражения, как "президентская форма правления", "парламентарная форма правления" и т.п., хотя принято считать, что существуют две основные формы правления - республиканская и монархическая. Более корректно с точки зрения научной терминологии говорить о президентской, полупрезидентской, парламентарной системах правления.
"Функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления".[29]
При авторитарных и, тем более, тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. Не менее важно и то, что каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями.
В условиях президентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эффективным политическим лидером, который непосредственно руководит правительственной политикой. При полупрезиденсткой республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Однако, при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сокращение законности, согласия и стабильности в обществе.
Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов института президентства. Для того, чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база производства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти.
В основном законе и других правовых нормах должны быть максимально четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера, невозможно без тщательной правовой регламентации взаимоотношений президента с правительством, парламентом, местными органами власти. Институт президентства предполагает также наличие отлаженной организационно-управленческой структуры президентского аппарата, эффективной процедуры принятия решений, устойчивых морально-этнических норм для тех, кто занимает высший официальный пост в государстве.
УТИНЫЕ , семейство птиц отряда гусеобразных. Длина 29-150 см. У многих видов самцы (селезни) крупнее и ярче окрашены. 150 видов, по всему земному шару; в России - утки, гуси, казарки, лебеди и др. Многие утиные хорошо ныряют. Есть нелетающие виды. Объект охоты. 12 видов и 3 подвида в Красной книге Международного Союза охраны природы.
ОФФА (Offa) , город на западе Нигерии. 183 тыс. жителей (1993). Транспортный узел. Торговый центр сельскохозяйственного района (ямс, маниок, цитрусовые). Пищевая промышленность.
ДОЛГОПРУДНЫЙ , город (с 1957) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. 71,1 тыс. жителей (1991). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико-технический институт. В 30-е гг. в Долгопрудном была построена первая отечественная дирижаблестроительная верфь.