В печати и в научных работах часто употребляются такие выражения, как "президентская форма правления", "парламентарная форма правления" и т.п., хотя принято считать, что существуют две основные формы правления - республиканская и монархическая. Более корректно с точки зрения научной терминологии говорить о президентской, полупрезидентской, парламентарной системах правления.
"Функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления".[29]
При авторитарных и, тем более, тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. Не менее важно и то, что каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями.
В условиях президентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эффективным политическим лидером, который непосредственно руководит правительственной политикой. При полупрезиденсткой республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Однако, при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сокращение законности, согласия и стабильности в обществе.
Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов института президентства. Для того, чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база производства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти.
В основном законе и других правовых нормах должны быть максимально четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера, невозможно без тщательной правовой регламентации взаимоотношений президента с правительством, парламентом, местными органами власти. Институт президентства предполагает также наличие отлаженной организационно-управленческой структуры президентского аппарата, эффективной процедуры принятия решений, устойчивых морально-этнических норм для тех, кто занимает высший официальный пост в государстве.
ГРАНАДА (Granada) , город в Испании, в а. обл. Андалусия, административный центр пров. Гранада. 254 тыс. жителей (1991). Пищевая, текстильная, цементная, химическая промышленность. Университет. Музей изобразительных искусств и археологии. В 1238-1492 столица Гранадского эмирата. Собор (нач. 16 в.), церковь Сан-Хуан де лос Рейес (16 в., мавританская колокольня, 13 в.), Санта-Ана (стиль платереско, 16 в.). Остатки арабских укреплений. Близ Гранады - дворец-замок Альгамбра.
СТЕПАНЯН Нельсон Георгиевич (1913-44) , дважды Герой Советского Союза (1942, 1945, посмертно), подполковник (1944). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации Черноморского и Балтийского флотов, командир эскадрильи и полка; полк под командованием Степаняна совершил ок. 1500 боевых вылетов, потопил св. 50 кораблей и судов, сбил 13 самолетов. Лично Степанян совершил ок. 240 боевых вылетов. Погиб в бою.
ХАЙДАРАБАД , город на юго-востоке Пакистана, в пров. Синд, порт на р. Инд. 1,6 млн. жителей (1981, с пригородами). Текстильная, пищевая, химическая промышленность, машиностроение. Художественные ремесла. Синдхский университет.