Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Страница 15

Иерархия Жанров

Обязательный и наиболее устойчивый компонент тоталитаризма -безличностный и безликий культ вождя и вполне закономерно , что на вершине иерархии жанров стояла иконография вождей .

Парадный Портрет

Бытовой жанр полотен и монументов , изображавших вождей , наделял их всеми возможными положительными качествами простых людей , жанр же монументальный добавлял им черты сверхчеловеческой доблести и поднимал их на высоту недостижимого идеала . Превращенные в чистые аллегории они служили не образцами для подражания , а объектами поклонения (см. ил. 10,11,12 ).

В « парадном портрете » царствовал жесткий канон , однако образ вождя не был однозначен : вождь здесь выступал в нескольких ипостасях , требующая каждая своей композиционной схемы и эмоциональной трактовки :

Вождь/фюрер : наиболее абстрактная , символическая суть , что требовало монументальности решения , величайшей трактовки , строгих обобщенных форм , выражающих надчеловечный , внеличностный характер вождя (13,14).

Вождь - вдохновитель и организатор побед : эта схема требовала языка жеста , порыва , цветового или пластического контраста , передающих волевую энергию , исходящую от вождя и должную заразить и подчинить себе зрителей (см. ил. 15,16)

Вождь - мудрый учитель: к первым двум схемам приписывается элемент психологизма , указывающего на ум , проницательность , скромность и прочие человеческие качества приписываемые вождям .

Вождь - человек ( друг детей и т. д. ): эта схема требовала жанровых деталей , а эмоциональный акцент переносился от восторженного почитания в сторону умиленной просветленности (см. ил. 17).

Увековечиванию подлежали также люди должные стать примером для подражания : Павлик Морозов , во время коллективизации донесший на антисоветски настроенного отца , за что и убитого , стал высочайшим примером новой морали и новой нормой поведения для юношества .Или другой пример : из множества замученных немцами партизан воплощением народной борьбы стала Зоя Космодемьянская , отличившаяся не количеством спущенных под откос составов , а тем что по легенде умерла с именем Сталина на устах.

У немцев Мучеником был Хорст Вессель : в реальности убитый любовником своей любовницы-проститутки , оказавшимся коммунистом , стал идеалом нового человека .

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17

НОВЫЙ АФОН , город (с 1987) в Грузии, Абхазия, на побережье Черного м. и прилегающих склонах гор. Ж.-д. ст. в 18 км от Сухуми. 4,3 тыс. жителей (1989). Приморский климатический курорт. В 1875 у подножия Афонской горы основан монастырь Нов. Афон. На вершине Иверской горы сохранились руины древней крепости и античного храма. Под Иверской горой и в окрестностях Нов. Афона карстовые пещеры, в т. ч. Анакопийская (Новоафонская) - объект массового туризма. Краеведческий музей.

ФЕННОМАНЫ , в Великом княжестве Финляндском представители общественного течения, которое выступало (активно с 20-х гг. 19 в.) за уравнение финского языка со шведским и развитие национальной культуры, а с 60-х гг. приняло политический характер (борьба за реальную автономию страны). В кон. 80-х гг. на базе течения фенноманов возникли движения старофиннов и младофиннов.

ГИОК У ., см. Джиок У.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru