Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Страница 13

В феврале 1948-го года Жданов заявил о резком повороте от пролетарского интернационализма к русскому национализму : « Интернационализм рождается там, где пышно расцветает национальное искусство. Забыть эту истину - означает потерять руководящую линию , потерять свое лицо , стать безродным космополитом . » . Что означало :

1. Требование радикального пересмотра политики национального наследия .

2. Применение самых жестких мер к тем « безродным космополитам » , кто « сознательно пытается принизить место русского искусства в развитии мировой художественной культуры » .

Все это требовало еще большей централизации организационного аппарата.

В качестве главной ценности русского характера и русского искусства выдвигается теперь патриотизм , любовь к отечеству и преданность государству .

В качестве главной задачи на повестку дня выносится доказательство приоритета во всех областях культуры , искусства , науки и техники России над всеми остальными странами . Российское искусство , со времен Ивана Грозного учившееся на западе , наделяется всеми чертами национальной самобытности ,что обеспечивает ему неоспоримое преимущество над всеми иностранными образцами. Деятельность иностранных мастеров сводят к незначительности не стоящей упоминания .

Советские оценки искусства XIX века как две капли воды похожи на застольные рассуждения Гитлера , в стиле: « в XIX величайшие шедевры в каждой области были работами наших мастеров ».

Подобному настрою в обществе способствовали « железный занавес » и ликвидация всех экспозиций иностранных мастеров , за исключением « революционных » и « прогрессивных » художников , да и то единиц .

XIX век , каким он предстал перед глазами тоталитарных идеологий , окончательно освободил живопись , культуру , графику от всего постороннего . Он заговорил на общепринятом реалистическом языке о столь же понятных , реалистичных вещах .

От XIX века ведет свое происхождение еще одна фундаментальная догма тоталитарной эстетики - утверждение особого места искусства и его творца в общественной жизни . В убежденности учительской роли художника , его способности к утверждению или низвержению государственных основ , следует искать смысл как ссылки Пушкина , так и ждановских погромов .

Эта концепция перекочевала из XIX века в виде высокой мессии искусства как воздействие на массовое сознание .

По Гитлеру , единственной функцией искусства может быть выражение живого развития народной жизни . По Сталину , его главная задача - « изображение действительности в ее революционном развитии .» . И там и здесь это лишь указание на связь искусства и жизни . Но художественное выражение или изображение жизни не есть самоцель . Отображая ее искусство тем самым участвует в ее изменении . Оно « придает ей смысл » и способствует ее формированию , выполняя важные социальные функции , оно становится инструментом воспитания или переделки сознания масс , могучим оружием борьбы пролетариата или арийской расы и т. д. . Все это определяет характер «конечного продукта ».

Функция пропаганды лежит на поверхности тоталитарного искусства , она стоит у его истоков .По сути , еще Ленин задал ее в качестве основной в своем плане монументальной пропаганды , с которого началась практика советского искусства и ведется отсчет его истории .Аналогичная кампания по возведению монументальных памятников ознаменовала собой и начало национал-социалистического искусства .

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

БИБЛИОТЕКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ центральная , в Москве. Основана в 1864. В 1993 св. 3 млн. ед. хр., в основном научная и техническая литература. Богатая коллекция русских, советских и иностранных журналов.

ЭЛЕКТРОКИНЕТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ , наблюдаются в жидких дисперсных системах и в жидкостях, заполняющих капилляры; заключаются в движении одной фазы относительно другой при действии электрического поля или в возникновении разности потенциалов в направлении относительного движения фаз при действии механических сил. Обусловлены существованием на границе фаз диффузного двойного электрического слоя. См. также Электроосмос, Электрофорез.

ЛЕЙКОПЛАСТЫРЬ , полоска, главным образом из тонкого полотна, с нанесенной клейкой массой. Накладывают на кожу для удержания повязок, сближения краев ран, вытяжения конечности при переломе и др.



Copyright © 2022 www.politicaledu.ru