Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Страница 14

Политический плакат пережил свой взлет в России в первые послереволюционные годы . В Германии нацистские плакаты появились с начала движения и получают широкое распространение в конце 22-х начале 30-х годов . Во время политических кампаний они обычно висели на тех же стендах , что и плакаты немецких коммунистов , и так как и советские и немецкие коммунисты , а так же нацисты брали себе одни и те же символические образы , несущие одну и ту же символическую нагрузку , отличались они лишь наличием на одних плакатах свастики , а на других - серпа и молота (см. ил. 6).

Идеалом тоталитарного искусства стал язык пропагандистского плаката , тяготеющего к цветной фотографии . Однако свести язык тоталитарного искусства к бесстрастному фотореализму было бы значительным упрощением : фиксирование реальности отвергалось всякой тоталитарной эстетикой как грубый натурализм так как объектом визуальной пропаганды является здесь не реальность , а миф о реальности , зримый облик которого было призвано создать изобразительное искусство .

Беря себе за основу вроде концепции Чернышевского о примате жизни над искусством , тоталитаризм не мог производить ничего иного кроме мифа о счастливой жизни народа , осуществляющего под руководством великого Вождя великую Цель .*

Возникла идея о представлении вождей не такими , как их « неправильно » представляли себе их соратники , а « какими представляет их народ ». Естественно, что народ мог представить себе своего вождя только в образе , создаваемом искусством , где он облагораживался и « напитывался » идеологическим содержанием .

Вместе с обликом вождей трансформации подвергалась и их роль в исторических событиях , а вместе с этим и сама история : во время второй мировой войны Сталин по свидетельству Хрущева , ни разу не посетил ни одного участка фронта , однако мы можем лицезреть десятки полотен : Сталин среди генералов на оборонительных рубежах , Сталин в окопах среди солдат (см. ил. 7). Или Гитлер , боявшийся лошадей , представлялся народу всадником по картине Ланцингера ( см. ил. 8)

К области мифологии можно отнести и два канонических сюжета советской истории - картины « Взятие Зимнего » (см. ил. 9)и « Залп «Авроры»»: во время штурма Зимний охранялся лишь женским батальоном и горстью плохо вооруженных кадетов, тогда как на бесчисленных советских полотнах изображается героическая, многотысячная, революционная толпа, берущая штурмом неприступную твердыню. Относительно « исторического залпа » нельзя ничего сказать конкретно : был он или нет , а если и был то сыграло ли это какое-либо значение ? Но для человека , воспитанного на советской иконографии , сомнение в этом было тоже самое , как если бы в средние века кто-то стал сомневаться в непорочном зачатии . При твердой установке тоталитарного искусства на отражение « жизненной правды » все подобные изображения автоматически приобретали характер исторических фактов и как документальный материал входили в учебники истории .*

Оптимизм тоталитарного искусства не связан с реалями жизни . Он существовал как принцип , который не позволялось нарушать ни при каких обстоятельствах и чем неприглядней сегодняшний день , тем ближе победа , чем сильнее голод и террор , тем обильнее снедь нам колхозных столах , тем радостнее расцветают улыбки на лицах трудящихся в картинах ведущих мастеров соцреализма .

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

ФРЕЙДЛИНА Рахиль Хацкелевна (1906-86) , российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1958). Труды по элементоорганическим соединениям, теломеризации. Государственная премия СССР (1986, посмертно).

ВРК , см. Военно-революционные комитеты.

ВАВИЛА Никомидийский (ум . между 305-311), христианский мученик, учитель, убитый вместе с детьми в гонение императора Максимиана. Память в Православной церкви 4 (17) сентября.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru