Отмечая такие общие для двух павильонов черты как помпезность, притенциозность серьезная критика определила их стиль как неокласицызм. Обращение к классическим формам античности стало тогда уже официальным лозунгом тоталитарной культуры в ее попытках обрести обще человеческие корни и национальные традиции. Причем и та, и другая сторона, замечая сложность павильонов, подозревала лишь хитрую маскировку враждебных идеологических категорий противника. *
Содержание экспозиции СССР - картины изображающее Сталина в центре, окруженного генералами и рабочими, или картины прославляющие юность и народные праздника с аналогичными скульптурами - полностью соответствовала Германской экспозиции.
Но с точки зрения тоталитарной идеологии именно такая тематика, трактовка и « приближенность к жизни» знаменовали собой высочайший расцвет искусства.
Отражая по сути один и тот же образ, обе культуры отрицали признание своей общности. Но события после 1937-го года развивались в направлении возможности такого признания.
Политическое сближение тоталитарных государств не могло не положить и основу для сближения культуры: через два года после выставки на встрече в Берлине советских представителей с Шнурре будут произнесены об общем в идеологии государств - их противостояние западным демократиям.
Договор о дружбе между Германией и СССР предусматривал и культурный обмен , который начаться лишь на самом верху : где-то в начале октября 1939-го года в ответ на высказанную заинтересованность Сталина в Кремле была развернута выставка моделей нацистской культуры , « понравившейся Сталину » .
К началу войны модели тоталитарной культуры в Германии и России можно считать завершенными .
Во время войны процесс сложения тоталитарной культуры затормозился и ослабился контроль над ней , что стало причиной последовавшего всплеска искусства « дегенеративного » и « антиреволюционного » .
После же войны остается говорить лишь о культуре СССР :победа в войне ознаменовала собой начало ее «нового и высшего этапа ». Советский период с1946-го по 1953-й года с полным правом считается самым завершенным , продуктивным и классическим в развитии тоталитарного искусства . Победив Германию страна- победительница вывозит из оттуда наряду с прочим идеи поверженного нацизма : последовал резкий поворот в сторону национализма советской культурной политики , введший недостающий элемент в общую идеологию советского тоталитаризма и вызвавший новую волну культурного террора , а образование Академии художеств СССР , увенчивающей собой пирамиду аппарата управляющего искусством , означавшее завершение отстройки тоталитарной машины культуры , можно считать решающими факторами в процессе окончательного сложения структуры и стиля тоталитарного искусства в СССР.*
ЮСУПОВЫ , российские князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны:..1) Григорий Дмитриевич (1676-1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал-аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727-30);..2) Николай Борисович (1750-1831), министр Департамента уделов (1800-16), член Государственного совета (с 1823). Директор императорских театров (1791-96), руководил Эрмитажем (1797). Владелец и строитель усадьбы Архангельское, меценат. Имел картинную галерею и библиотеку. С пресечением рода в 1891 титул Юсуповых перешел графам Сумароковым-Эльстон:..3) Феликс Феликсович (1856-?), генерал-лейтенант (1915), в 1915 главный начальник Московского ВО, с 1917 в эмиграции;..4) Феликс Феликсович (1887-1957), женат на племяннице императора Николая II. Организатор и активный участник убийства Г. Е. Распутина. С 1917 в эмиграции. Автор воспоминаний.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ (нем . Mittelspiel), середина шахматной партии, чаще всего главный этап борьбы.
ОСИПЕНКО Алла Евгеньевна (р . 1932), российская артистка балета, народная артистка России (1960). В 1950-71 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1971-73 в труппе "Хореографические миниатюры", с 1973 в Ленконцерте. В 1977-82 солистка Ленинградского ансамбля балета.