Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Страница 6

Битва за искусство в СССР и Германии закончилась одновременно : в Германии конец ей положил приход к власти нацизма , а в СССР - постановление ЦК ВКП(б) от 23-го апреля 1932-го года « о перестройке литературно-художественных организаций » , в котором говорилось : наличие в советской литературе различных группировок стало тормозом в её развитии , в силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый союз советских писателей , в 3-ем пункте говорилось « провести аналогичное изменение по линии других видов искусств » .

Период с 1932-го по 1934-ый в СССР и Германии явился решающим поворотом в сторону тоталитарной культуры :

1. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства : в СССР это социалистический реализм , а в Германии -« принципы фюрера »

2. И в СССР , и Германии был окончательно отстроен сходный по структуре аппарат управления искусством и контроля над ним .

3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям , формам , тенденциям отличающимся от официальной догмы .

Иначе говоря в художественную жизнь вошли и полностью определили её три специфических феномена , как главные признаки тоталитаризма : идеология , организация и террор .

Идеология

Ни один европейский политический деятель не говорил столько о культуре как Гитлер: его высказывание скомпонованное так или иначе в теоретический трактаты, нацистских идеологов, они составили то, что получило в Германии название принципов Фюрер и обрело характер непреложных догм, управляющих развитием искусства третьего рейха.

« Искусство - не мода, не бессмысленная чередование на поверхности исторического процесса сиюминутных измов, оно не есть выражение какой бы то ни было тенденции капитализма , напротив … оно выражает душу (народа) и общественные идеалы ». Поэтому « ни одна эпоха не может считать себя свободной от долга поддержать искусство, особенно во время потери народом веры в свое величие и в свое будущее». В такие моменты задача искусства « вновь поднять эту веру, указывая на внутренние бессмертные народные ценности, которые не в состоянии разрушить ни какой политический или экономический упадок ». Эти положения Гитлер развернул свое выступление на открытии Дома немецкого искусства. Фюрер выдвинул концепцию искусства, как форму отражения действительности » , а также указывал на те формирующий силы , которые будучи наиболее ярким проявлением этой действительности , должны быть и главными объектами ее отражения в искусстве: лидеры, борцы , творцы истории должны были занять место в центре официоза тоталитарной художественной культуры. Осуществить всю грандиозность поставленных эпохой задач художник может только при помощи партии и государства и только под их непосредственным руководством.

Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством, которое уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого руководства, которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше политики » - создания нового человека, более сильного и прекрасного.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

НАЙЛОН (нейлон) (англ . nylon), распространенное зарубежное торговое название полиамидного волокна.

ГЕНРИ (Henry) Джозеф (1797-1878) , американский физик. Построил мощные электромагниты и электродвигатель, открыл (1832, независимо от Майкла Фарадея) самоиндукцию, установил (1842) колебательный характер разряда конденсатора. Первый директор (1846) Смитсоновского института.

МОЯНО (Moyano) Карлос Мария (1854-1910) , аргентинский исследователь Патагонии. В 1877 открыл (с Ф. Морено) оз. Сан-Мартин и исследовал оз. Лаго-Архентино, в 1880-81 открыл верховья р. Рио-Десеадо и оз. Буэнос-Айрес; исследовал бас. р. Сенгерр.



Copyright © 2022 www.politicaledu.ru