Битва за искусство в СССР и Германии закончилась одновременно : в Германии конец ей положил приход к власти нацизма , а в СССР - постановление ЦК ВКП(б) от 23-го апреля 1932-го года « о перестройке литературно-художественных организаций » , в котором говорилось : наличие в советской литературе различных группировок стало тормозом в её развитии , в силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый союз советских писателей , в 3-ем пункте говорилось « провести аналогичное изменение по линии других видов искусств » .
Период с 1932-го по 1934-ый в СССР и Германии явился решающим поворотом в сторону тоталитарной культуры :
1. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства : в СССР это социалистический реализм , а в Германии -« принципы фюрера »
2. И в СССР , и Германии был окончательно отстроен сходный по структуре аппарат управления искусством и контроля над ним .
3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям , формам , тенденциям отличающимся от официальной догмы .
Иначе говоря в художественную жизнь вошли и полностью определили её три специфических феномена , как главные признаки тоталитаризма : идеология , организация и террор .
Идеология
Ни один европейский политический деятель не говорил столько о культуре как Гитлер: его высказывание скомпонованное так или иначе в теоретический трактаты, нацистских идеологов, они составили то, что получило в Германии название принципов Фюрер и обрело характер непреложных догм, управляющих развитием искусства третьего рейха.
« Искусство - не мода, не бессмысленная чередование на поверхности исторического процесса сиюминутных измов, оно не есть выражение какой бы то ни было тенденции капитализма , напротив … оно выражает душу (народа) и общественные идеалы ». Поэтому « ни одна эпоха не может считать себя свободной от долга поддержать искусство, особенно во время потери народом веры в свое величие и в свое будущее». В такие моменты задача искусства « вновь поднять эту веру, указывая на внутренние бессмертные народные ценности, которые не в состоянии разрушить ни какой политический или экономический упадок ». Эти положения Гитлер развернул свое выступление на открытии Дома немецкого искусства. Фюрер выдвинул концепцию искусства, как форму отражения действительности » , а также указывал на те формирующий силы , которые будучи наиболее ярким проявлением этой действительности , должны быть и главными объектами ее отражения в искусстве: лидеры, борцы , творцы истории должны были занять место в центре официоза тоталитарной художественной культуры. Осуществить всю грандиозность поставленных эпохой задач художник может только при помощи партии и государства и только под их непосредственным руководством.
Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством, которое уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого руководства, которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше политики » - создания нового человека, более сильного и прекрасного.
ШТЮРМЕР Борис Владимирович (1848-1917) , российский государственный деятель. С 1904 член Государственного совета. При поддержке Г. Е. Распутина и императрицы Александры Федоровны назначен председателем Совета министров (январь - ноябрь 1916), одновременно министр внутренних дел (март - июль) и министр иностранных дел (июль - ноябрь). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости.
ГАНГСТЕР (англ . gangster, от gang - шайка), участник бандитской шайки, занимающийся преступным вымогательством, шантажом, убийствами, похищением людей и т. д.
РОТТЕРДАМ (Rotterdam) , город в Нидерландах, на северном рукаве дельты Рейна. 596 тыс. жителей (1993). Один из крупнейших портов мира (грузооборот ок. 223 млн. т в 1983). Аванпорты - Влардинген, Схидам, Хук ван Холланд, Европорт. Центр торгово-финансовой деятельности. Крупный транспортный узел, международный аэропорт. Крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Машиностроение (судостроение), химическая, легкая, пищевая промышленность. Метрополитен. Университет, Академия искусств, Королевское нидерландское общество естественной истории, Национальный институт навигации и кораблестроения. Музеи: исторический, морской, страноведения и этнографии, художественный музей Бойманса - ван Бенингена и др. Роттердам упоминается с 1282.