Тоталитаризм и демократия
Тоталитаризм и демократия
Страница 8

Августовский путч 1991 года стал уже действительным подведением черты. У А. Ахматовой есть слова: «Когда погребают эпоху, надгробный пса­лом не звучит». Вот это самое погребение эпохи сейчас и происходит. Рушится система тоталитаризма, одна из самых античеловечных, которые знала история ХХ века. А что было непосредственно до событий, начавшихся 19 августа? И какая новая эпоха наступает с этого рубежа, какие альтернативы, какие противоречия связаны с новой эпо­хой? Путчем завершился тот финальный период перестройки, который условно можно назвать эпохой разрушения или разложения тоталита­ризма.

Говоря об этом периоде необходимо выделить с одной сторо­ны объективные задачи, которые стояли перед демократией, а с дру­гой как эти задачи были решены и что, собственно, из этого выте­кает для сегодняшнего дня. Такой суммой объективных задач являлся демонтаж (не реформирование) основных структур тоталитаризма, прежде всего КПСС. Это, конечно, была и ликвидация особой роли репрессивных органов, неподконтрольных обществу, стоящих над ним, включая КГБ, армию, МВД, и т. д.

Несомненной задачей являлась и ликвидация унитарного, или псев-дофедеративного государства. Перечисленные задачи решались в поле мощной электрической дуги между, условно говоря, демократией и КПСС. Эти понятия используются сугубо условно, скорее символиче­ски, чем социологически, поскольку ясно, что и внутри КПСС были силы, которые в последние годы работали на демонтаж тоталитарных структур. Под названием «КПСС» обычно имеется в виду организа­ция, которая использовалась для консервации тоталитаризма, а не вся совокупность людей, состоявших в ней. И слово "Демократия" в нашей стране, по крайней мере до сего дня, не имеет никакого смыс­ла, в том числе никакого западного смысла, кроме как символическое обозначение антитоталитарного консенсуса. Демократии в европейском значении, включающей уходящий корнями в гражданское общество плюрализм политических сил, конкуренцию программ, гарантированность прав и свобод, защищенность оппозиции и т. д. у нас не было и нет! Существовали антитоталитарный консенсус, который мы обозначили как демократия, сила, которую мы условно назовем «КПСС», имея в виду организацию и ее руководство, а также тот черносотенный де­мократизм, который подпитывал отчасти антидемократическую роль этой партии, отчасти еще более правые националистически-популист­ские течения.

Эта очень мучительная для общества дуга напряженности порож­дала массу коллизий, особенно при проведении реформы. Но в ней виделись и определенные перспективы, определенные альтернативы, которые могли быть плодотворными для развития нашей страны. Ни КПСС, ни то, что мы назвали демократией, конкретно, сознательно не стремились реализовать эти возможности, не «работали» на эти аль­тернативы. Последние объективно вытекали из самого факта возник­новения между указанными силами конфликта дуги очень высокого на­пряжения.

Доктор философских наук Б. Г. Капустин высказал предположение, что этот спектр альтернатив, эта сумма возможностей фокусировались вокруг двух ос­новных вопросов. Первый — о том, к какому рынку мы переходим? Здесь реальная альтернатива связана не с понятием "социалистический рынок", а с тем, являются ли смыслом перехода к рынку демонополи­зация, создание открыто конкурентного рынка или же это переход к монополистически-бюрократическому рынку, то есть: либо демонопо­лизация — цель, а приватизация — средство ее достижения, либо глав­ное – приватизация, а демонополизация допускается лишь постольку, поскольку она выгодна для формирующейся бюромонополистической структуры.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

КАЖЛАЕВ Мурад Магомедович (р . 1931), дагестанский композитор, народный артист СССР (1981). Автор первого дагестанского балета "Горянка" (1967). Симфонические, джазовые, фортепьянные, хоровые и другие произведения, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. С 1989 главный дирижер и художественный руководитель Большого концертного оркестра Государственной телерадиокомпании.

ЮНЬГАН , гора к северо-западу от г. Датун (Китай); на склонах - пещерный буддистский храм (ныне музей; 460-545). Свыше 60 пещер, овальных и прямоугольных в плане, с раскрашенной скульптурой (статуи Будды высотой до 15 м), рельефами, многоцветными росписями.

ФЛАТОВАЯ БУМАГА (от англ . flat - плоский, ровный), устаревшее название печатной бумаги в виде отдельных листов определенного формата (листовой бумаги).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru