Тоталитаризм и демократия
Тоталитаризм и демократия
Страница 11

Однако скоро стало очевидным, что невозможно разбить тоталитаризм, тоталитарную систему, возможно осуществить ее демонтаж только чи­сто демократическими способами и методами. Политическое насилие, организация народа, поощрение и поддержка забастовочного движе­ния были необходимостью, постоянно выходившей за рамки только парламентарных норм. Главным противником и оппонентом были тоталитарные структу­ры КПСС и связанные с ним государственные структуры.

Августовский путч во многом нарушил процесс более или менее циви­лизованного перехода от тоталитаризма к демократии. По сути путч сорвал постепенный процесс взращивания демократических сил в условиях противостояния двух форм тоталитариз­ма — старого и нового, где сформировалась новая номенклатура на базе рынка и мафиозной экономики. Когда же рухнула старая тоталитарная структура, то новые тоталитаристские формы получили возможность ничем не сдерживаемого быстрого раз­вития и превращения в зловещие силы. Особенным свойством нового тоталитаризма стало экономическое (а не карательное как при старом) принуждение к труду, причем жесткое, с помощью политического насилия, опирающегося на власть мафиозных денег.

Необходима фундаментально составленная защита возникших рыночных отношений. Однако нам нужен немонополистический, цивилизованный рынок, где действуют три главные, равноправные силы: немонополистический, ци­вилизованный предприниматель, современный специалист — менеджер, квалифицированный наемный работник (единство, отдаленно напоми­нающее единство третьего сословия в эпоху Французской революции XVIII века).

Победа над старым тоталитаризмом является лишь шагом на пути к полной победе демокра­тических сил. Главная борьба с тоталитаризмом, за демократию еще впереди. На нынешнем этапе было бы правильнее говорить о тенденциях к новому монополизму. Прямого перехода от тоталитаризма к демократии быть не может, для этого требуется достаточно длительное время. Взять хотя бы послевоенную Германию. Между 9 мая 1945 года и тем моментом, когда стало возможно говорить о более или менее завершенной форме германской демократии, существует доста­точно продолжительный период, в течение которого эта демократия формировалась под неусыпным и во многом жестким и монопольным контролем демократических учителей Запада (оккупационных вла­стей). Они приняли ряд мер в борьбе за демократию, которые демокра­тическими никак не назовешь. Наша ситуация сложнее — по крайней мере в двух отношениях: во-первых, национал-социализм не уничтожил до конца гражданское общество, которое в Германии существовало и на .базе которого могла развиваться германская демократия в послево­енный период. Наше же гражданское общество только складывается. Во-вторых, руководители перехода от тоталитаризма к демократии у нас сами являются продуктом тоталитарного общества. Они не только должны создавать новые политические структуры, но и преодолевать тоталитаризм в себе, создавать самих себя. Может быть, нынешнее со­стояние нашего общества вернее определить формулой «посттоталитаризм — преддемократия»?

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

МЕНДОСА (Mendoza) Эдуардо (р . 1943), испанский прозаик. Романы "Тайна заколдованного склепа" (1979), "Город чудес" (1986).

САЛАИР (до 1941 с . Салаирское-Заводское), город в Российской Федерации, Кемеровская обл., в 12 км от ж.-д. ст. Гурьевск. 11,3 тыс. жителей (1993). Добыча и обогащение полиметаллических руд. Возник в кон. 18 в.

ФОМА , в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывался поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложил персты в раны от гвоздей (отсюда - "Фома неверующий"). Фоме приписывается "Евангелие от Фомы", "Книга Фомы Атлета" и "Деяния Фомы". По преданию, Фома отправился в Индию, где, несмотря на пытки, проявил твердость в вере; его пронзили мечом, и христиане погребли его с почестями (индийские христиане называют себя "христианами апостола Фомы").



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru